... В продолжение ста лет Государи в отношениях к Старообрядчеству следовали направлению, данному Алексеем. Но "безрессудство" первостоятелей до того резало глаза, что Екатерина решилась вступиться за здравый народный смысл. Так, Св. Синод, оставаясь верным букве и духу «запретительных клятв», разрешился определением от 15 мая 1722 года: «Которые хотя святой церкви и повинуются и все церковные таинства приемлют, а крест на себе изображают двема персты, а не триперстным сложением... писать в раскол, не взирая ни на что». Но Имвератрица на общей конференции Сената и Синода 15 сентября 1763 года определила: «Тех. кои святой церкви не чуждаются и таинства церковные от православных священников приемлют, а только двоеперстным сложением крестятся... от входа церковного и от таинств не отлучать, за раскольников не признавать и от двойного оклада освободить». Через двадцать лет рескриптом от 31 марта 1784 года на имя митрополита Гавриила, Великая Мать Отечества повелела Св. Синоду дать старообрядцам Новороссии священников и церкви для служения по старому обряду; а Император Павел эту меру распространил на всю империю императорским «Быть по сему» 27 октября 1800 года на подлинном прошении московских старообрядцев. Высочайше конфирмовав шестнадцать условий прошения, Государь признал «обосторонность» обоих обрядств.
Однако ж, акт общей конференции 15 сентября Св. Синодом не обнародован, а Высочайшее «Быть по сему» 27 октября на подлинном прошении старообрядцев подменено так называемыми мнениями митрополита Платона в духе "запретительных клятв". Таким образом оба эти акта, свидетельства высочайшей мудрости и попечительности Императорского Правительства о благе верноподданных отнесены Св. Синодом как бы к неудавшимся опытам державного произвола и неразумия; на благодетельнейшие предначертания Государей Екатерины и Павла наложено отнюдь не верноподданическое и не православное, а латино-римское "вето" и "нон поссумус"; и самое примирение архипастырей со старым обрядом и его держателями обращено в ложь и бессмыслицу. Из сказанного ясно, что неправославность Старообрядчества существовала и существует единственно в воображении архипастырей; что все уступки русской народности и русской священной старине сделаны государями самодержавно, в противность преданиям Св. Синода, все эти мероприятия боговдохновеннейших Императоров не доведены до конца; что Государи и впредь в этом деле не найдут в Св. Синоде ни благонамеренного помощника, ни прямодушного советника, ни даже верноподданного исполнителя, и, что, наконец, дарование свободы Старообрядчеству будет первым шагом к освобождению самой господствующей церкви от цезарепапизма, в пробуждении ее от двухвековой мертвенной бездеятельности к торжеству православия, к оживлению всех функций государственной жизни, к укреплению русской народности и к славе Императорского престола.
Иерей Иоанн Верховский.
#единоверие #старообрядчество #православие #раскол #иоаннверховский #синод #екатеринавеликая