Все компании считают себестоимость по-разному.
Да, есть общепринята методика, но вы вправе интерпретировать ее по-своему.
В целом, на себестоимость относятся расходы, которые при отсутствии продаж компания не несет.
Например, стоимость товара, его доставка к вам на склад и пр.
В этой статье даю два примера расчета себестоимости торговых компаний. Какой метод окажется более правильным, решать вам.
1. ООО «Грант».
Они продают оконные конструкции. У них есть контракты с несколькими заводами.
Задача ООО «Грант» найти клиентов и отправить заказ на изготовление выбранному партнеру.
Из чего будет складываться себестоимость одного окна:
Это означает, что заказ собрали и доставили до дверей склада ООО «Грант».
Можно ли это считать окончательной себестоимостью?
В ООО «Грант» думают, что можно. Так и считают.
Ну а что здесь не так? Давайте посмотрим второй пример.
1. ИП Петрухин Анатолий Владимирович.
У него небольшой магазин чая и кофе с широким ассортиментом. Весь товарный запас он хранит в своем магазине и складское помещение не арендует.
Ему так удобно работать.
Контракты с тремя крупными импортерами и оптовыми компаниями позволяют иметь хорошие цены и условия закупки наряду с широким выбором. Это очень удобно и с точки зрения поддержания оптимального товарного остатка. Он может быстро дозаказать все необходимое и не держать у себя большие остатки.
Что включает в себестоимость Анатолий Владимирович?
Как пример возьмем закупку одного наименования чая. Чай рассыпной, фасован в коробочки по 100 гр. Купили партию 500 шт.
Считаем себестоимость 1 шт.
Для этого общие расходы, такие как логистика и тара разделим на количество штук в партии: (300 + 1500)/500 = 3,6 руб.
Себестоимость одной упаковки чая, доставленного в магазин Анатолия Владимировича составила 65 + 3,6 = 68,6 руб.
Вроде логика та же самая, что и у ООО «Грант».
В чем отличие, знаете?
Анатолий Владимирович не арендует никакое помещение под склад. А значит, что все закупленные им товары попадают сразу на прилавок или складируются в том же помещении, где и продаются.
Правильно.
А что с окнами?
ООО «Грант» - это не розничный магазин окон. Они работают по другому принципу.
Окна, доставленные от производителя, сначала складируются у них. Работники склада проверяют целостность/комплектность/размеры/соответствие заказу.
Менеджеры отдела продаж ООО «Грант» сообщают клиенту, что окно готово. Назначается день доставки окна клиенту.
Только тут заканчивается путь этого окна. Не на складе у ООО «Грант», а дома у покупателя.
И такие расходы как аренда склада, коммунальные платежи по складу, ФОТ сборщиков, комплектовщиков, кладовщиков тоже можно относить на себестоимость. Особенно, если оплата труда у них сдельная.
Другой вопрос, что это трудоемко.