16 февраля 1937 г. был заключен договор на постройку 5 БТЩ между заводом № 201 Севастопольский морской и УМС, где указывалось: "Постройка кораблей производится в полном соответствии по корпусу плазовой разбивки завода № 190 Северная судостроительная верфь в Ленинграде, по проекту 58, а по механизмам и электрооборудованию - согласно проекту 53 с изменениями по увеличению остойчивости". Первоначально планировалось изменение дизеля (планировали поставить "невский дизель" мощностью 1520л/с) Но, черноморские тральщики тот же коломенский дизель.
Корпус корабля был той же клепано-сварной с поперечно-продольной системой набора из стальных листов марки 4Н. Тральщик имел полубак, от носовой надстройки к корме шла стальная палуба толщиной 4-5 мм. На верхней палубе располагались камбуз и кормовая надстройка на крыше которой установили прожектор перенесённый сюда с крыши камбуза, а на крыше камбуза разместили площадку от борта до борта, куда перенесли шлюпки.
16 февраля 1937 г. был заключен договор на постройку 5 БТЩ между заводом № 201 Севастопольский морской и УМС, где указывалось: "Постройка кораблей производится в полном соответствии по корпусу плазовой разбивки завода № 190 Северная судостроительная верфь в Ленинграде, по проекту 58, а по механизмам и электрооборудованию - согласно проекту 53 с изменениями по увеличению остойчивости". Первоначально планировалось изменение дизеля (планировали поставить "невский дизель" мощностью 1520 л/с) Но, черноморские тральщики тот же коломенский дизель.
Если уж смотреть подробно...
Пожарная система включала однотрубную магистраль из красномедной трубы, расположенной под верхней палубой по всей длине корабля и питалась от двух трюмно-пожарных электрических насосов производительностью по 20 т/ч, установленных по одному в каждом из машинных отделений. Магистраль имела девять одинарных и один двойной рожок диаметром 0,5 м и три разобщительных клапана, управление которыми было выведено на верхнюю палубу. Система орошения артпогребов выполнялась в виде отростков от пожарной магистрали, которые оканчивались трубами с мелкими отверстиями.
Водоотливная система корабля включала два центробежных насоса производительностью по 50 т/ч, расположенных по одному в машинных отделениях и один насос производительностью 30 т/ч, располагался в коридоре гребных валов. Кроме того, на корабле имелись два переносных насоса производительностью по 20 т/ч каждый. Рулевое устройство электрическое, системы Вард-Леонарда и ручное аварийное. Посты управления рулем находились в рулевой рубке и румпельном отделении. Руль полубалансирный.
Для отопления на корабле устанавливался один вспомогательный котел типа Ярроу с рабочим давлением 3 атм, поверхностью нагрева 18 м2 и паропроизводительностью 400 кг/ч. Котельная вода в количестве 12,4 т находилась в цистернах, расположенных в креновых отсеках. Запасы смазочного масла 12 тонн занимали запасные бортовые и междудонные цистерны.
Электроэнергетическая система постоянного тока напряжением 115 В включала два дизель-генератора немецкого производства "Дейц" мощностью по 29,5 кВт при 430 об/мин каждый, расположенные в носовом машинном отделении и один вспомогательный дизель-генератор "Дейц" мощностью 16 кВт, который устанавливался во втором машинном отделении. Главный распределительный щит находился в носовом МО, вспомогательный щит - в кормовом.
Аварийное освещение в машинных отделениях осуществлялось от аккумуляторной батареи напряжением 12 В (включалась автоматически контакторами при исчезновении напряжения в сети постоянного освещения). Для сети переносных ламп в трюмах и в сырых помещениях корабля для питания трансляции и киноустановки использовался переменный однофазный ток напряжением 24 В от низковольтного мотор-трансформатора.
Вооружение (изначальное): 1х1 100-мм орудие Б-24, 1х1 45-мм орудие 21-К, 3х1 12,7-мм пулемета, 20 бомб, 27 мин, 46 минных защитников, 1 трал Шульца, 2 параван-трала К-1, 1 змейковый трал.
Тральщик "Якорь" был заложен в Севастополе на Севастопольском морском заводе 28.03.1937 г. (заводской №189), спущен на воду в конце 1938 г., сдан 19.03.1939 г. 08.04.1939 г. поднят флаг ВМФ.
25.07.1939 г. по общей классификации получил тактический номер "Т-408" Опять корабль с очень "длинной биографией".
В годы Великой Отечественной войны производил постановку минных заграждений, участвовал в обороне Одессы, Севастополя, доставлял в зону боевых действий боеприпасы, боевую технику, продовольствие, сопровождал транспорты.
16.10.1941 г. в числе последних кораблей вывез подрывную группу из Одессы. В 1941-1942 гг. неоднократно доставлял грузы в осажденный Севастополь . Корабль участвовал в набеговых операциях. С 1944 года в качестве зенитного вооружения добавились два 37-мм автомата. Корабль в принципе, удачный, но, только с 1945 года у него появился появился электромагнитный трал.
Тральщик "Гарпун" был заложен в Севастополе на Севастопольском морском заводе весной 1937 г. (заводской №190), спущен на воду в конце 1938 г., сдан 19.03.1939 г., 01.04.1939 г. поднят флаг ВМФ, получил бортовой номер "24".
25.07.1939 г. по общей классификации кораблю дан тактический номер "Т-409" ("БТЩ-409").
В период Великой Отечественной войны принимал участие в обороне Одессы и Севастополя. 27.06.1942 г. сильно поврежденный вражеской авиацией своим ходом прибыл в Пицунду. После ремонта продолжал боевую деяятельность в составе Черноморского флота.
Именно он участвовал в разминировании акватории Феодосийского порта, но,электромагнитный трал он получил только в 1945 году.
Тральщик "Взрыв" был заложен в Севастополе на Севастопольском морском заводе весной 1937 г. (заводской №191), спущен на воду в конце 1938 г., сдан 25.01.1939 г., 01.04.1939 г. поднят флаг ВМФ. Получил бортовой номер "25".
25.07.1939 г. по общей классификации кораблю дан тактический номер "Т-410" ("БТЩ-410").
В период Великой Отечественной войны участвовал в защите морских коммуникаций и баз, в обороне Одессы и Севастополя. Участвовал в десанте в Керчь в конце декабря 1941 г. - начале января 1942 г.
На весну 1944 года он был в строю, но электромагнитного трала не имел.
В конце августа 1944 г. для занятия портов вышедшей из войны Румынии был сформирован отряд в составе БТЩ "Щит", "Искатель" и "Взрыв" в охранении охотников БО-105, БО-103 и МО-360. На борту кораблей находились десантники из 83-й бригады морской пехоты для занятия порта, а также экипажи для трофейных румынских кораблей. 01.09.1944 г. отряд вышел из Одессы в Тендру и оттуда в Констанцу.
В 06.22 следующего дня на подходной точке фарватера корабли за стопорили ход, ожидая встречающий румынский минный заградитель "Адмирал Мурджеску". В этот момент концевой базовый тральщик "Взрыв" был атакован германской подводной лодкой "U-19" (командир лейтенант Оленбург). Две торпеды попали в носовую часть корпуса под ходовым мостиком, в носовом погребе произошла детонация боезапаса. Тральщик быстро затонул кормой вверх.
Погиб весь офицерский состав корабля, в том числе - командир капитан-лейтенант .С.Грабильников, командир БЧ-5 старший инженер-лейтенант В.Ф.Соловьев. Погибли также 53 матроса и 22 человека из состава десанта. Спасти удалось несколько моряков и раненного в обе ноги комбата десантников - Героя Советского Союза майора Н.В. Старшинова. Пока катер подбирал моряков, большие охотники безуспешно преследовали германскую субмарину.
"Взрыв" стал последним боевым кораблем Черноморского флота, погибшим в ходе войны.