Старшее поколение в основном придерживается мнения, что в СССР было лучше. На это им отвечают: «Вы просто были молоды, трава зеленее, а солнце ярче». В основном люди, успевшие застать СССР в сознательном возрасте, ценят стабильность, социальные гарантии, достойную оплату труда и бесплатное жилье. Но даже если отойти от житейских потребностей и посмотреть шире, многое с тех времен ухудшилось. Стабильность при рынке невозможна, и мы в этом убеждаемся все больше; социальные гарантии стали подачками с барского стола; жилье забирает половину зарплаты в месяц, а зарплата оставляет желать лучшего, особенно в отдаленных регионах нашей страны. Особенно деградация наблюдается в культуре, о которой хотелось бы сегодня поговорить.
Когда открывается новое направление человеческой деятельности, оно обычно не приносит много денег сразу. В такой момент это своего рода поле экспериментов, повезет – не повезет. С появлением кинематографа режиссёры старались удивить, фотографы – найти необычные ракурсы, а художники - изобразить нечто уникальное. Но к любой человеческой деятельности при капитализме, которая привлекает внимание общества, рано или поздно приходят деньги. Вдруг становится понятно - если найти наиболее широкую и лояльную публику, можно хорошо обогатиться.
В такие моменты происходит бурный рост рынка. На него приходят новые игроки, лидеры ещё не образовались, конкуренция идёт полным ходом. В этой самой конкуренции рождаются порой шедевры, которые мы вспоминаем до сих пор. Но вся эта борьба со временем затихает. Кто оказался успешнее и богаче, начинает использовать своё положение, чтобы подмять под себя других. Создаются успешные шаблоны, от которых уже лучше не отходить, дабы больше заработать. Эксперименты становятся опасны, ведь они могут прогореть, а экспериментатор останется ни с чем.
В конечном счёте образуется несколько монополистов, которые держат в своих руках большую часть рынка и не дают активным новичкам пробиться наверх. В итоге рынок становится средством обогащения только нескольких конкретных людей.
Поскольку культура тоже рынок, мы можем наблюдать, как она катится в пропасть. Люди, которые доят её, как свою корову, получают сегодня хорошие деньги. Известный факт, что многие популярные песни написаны одними и теми же продюсерами. Так, например, швед Макс Мартин писал песни для Pink, Кэти Перри, Келли Кларксон, Аврил Лавин, Кристиной Агилерой, Селин Дион и многих других. Всё потому, что дорожки к успеху уже проложены, и формула хита известна. Так мы получаем тысячи однотипных бессмысленных песен, которые друг от друга мало чем отличаются.
То же самое происходит в кинематографе. Уже есть формула успешного блокбастера. Такое кино будут клепать, пока оно интересно аудитории. Сама культура вокруг нас воспитывает идеального потребителя таких незамысловатых «шедевров». С помощью грамотного маркетинга нас сегодня заставляют смотреть, читать и слушать шлак. Антонио Грамши называл это «культурной гегемонией». Саму же культуру он определял следующим образом:
«Культура - совсем другое дело. Это организация, дисциплина внутреннего Я, захват собственной личности, завоевание высшего сознания, с помощью которого человек приходит к пониманию исторической ценности, которой он обладает, его функции в жизни, его прав и его обязанностей».
Сегодня культура стала ещё одним рынком, из которого просто извлекается прибыль. Она стала товаром, как автомобиль или зубная паста – просто выбери понравившуюся модель и упаковку. Она больше не воспитывает личность, что не менее важно в мире погибающей морали.
В СССР культура должна была учить, к искусству был большой интерес и высокие стандарты. Советский деятель и творец просто-напросто не мог выпустить шлак, поскольку была строгая грамотная цензура. Советские цензоры, в свою очередь, понимали, что главную оценку шедевру даст рабочий и что нельзя предложить ему жвачку для мозга, поскольку он ее осудит и не примет. Все это оттого, что в советской культуре не гнались за деньгами, и в ней не было шаблонов, на которых можно заработать. Главной целью такой культуры было воспитание личности, а не превращение рабочего в бессознательного потребителя.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Для желающих поддержать нашу регулярную работу:
Сбербанк: 2202 2068 9573 4429
#фотон #культура #история #ссср #искусство #творчество #общество #политика