Найти тему
Стихия Высоцкого

Очень нужен я там, в темноте

В августе 1969 года Владимир Высоцкий приехал к Виктору Турову в Новогрудок, где режиссёр снимал второй фильм военной дилогии "Партизаны". На съёмках фильма "Сыновья уходят в бой" Высоцкому, в общем-то, делать было нечего, роли у него не было, но он приехал к другу, в фильмы которого писал песни и ранее, чтобы на месте, среди партизанских землянок, среди людей, переживших войну, написать свои самые пронзительные песни о войне.

В фильмографии коротко и сухо перечисляются эти шедевры:

Почему-то в этот список не попадает ещё одна песня, написанная там же, в Новогрудке, и почти стопроцентно предназначавшаяся для этого фильма:

Об истории создания одной из трёх прозвучавших в фильме песен "Кто сказал: Всё сгорело дотла..." уже тоже немного было:

Но сегодня - ещё об одной не прозвучавшей в фильме песне.

Сначала предполагалось, что песни в фильм войдут в исполнении популярного певца Владимира Макарова. Были сделаны аранжировки и записаны все песни с инструментальным ансамблем «Тоника» под управлением Бориса Фёдорова. Но оказалось, что в исполнении эстрадного певца, пусть даже и очень на тот момент популярного, эти песни не звучат. Почему-то меня это совсем не удивляет. А вот для редколлегии это оказалось сюрпризом. Была дана команда срочно найти Высоцкого и записать песни с ним. Работа в минском Доме радио началась 18 ноября 1969 года в 9 часов вечера и за несколько часов была закончена.

Как сказал Б. Фёдоров, "в моей памяти осталась эта ночь, единственная ночь, когда абсолютно не хотелось спать, а хотелось играть, музицировать. Так хорошо у нас складывалось с Владимиром Семёновичем". (Цыбульский М.И. Высоцкий в Белоруссии)

Ведь, по воспоминаниям одного из музыкантов ансамбля, Владимир Высоцкий записывал практически с листа то, на что В. Макарову требовалось несколько дублей. Хотя почти каждую песню записывали несколько раз с чуть отличающимися аранжировками (слушать всю запись --> 00_0312 18 ноября 1969, Минск, Дом радио, запись песен для к/ф «Война под крышами»). Честно сказать, меня не очень впечатляет запись именно этой песни с оркестром Б.Фёдорова:

Хотя именно её "Мелодия выпустила на миньоне в 1974 году. Смешная надпись на конверте. Песня из какого-то фильма "Сыновья" (напомню, песня в фильм не вошла, да и фильм назывался чуть-чуть подлиннее):

-2

Мне кажется, этой аранжировке не хватает, как сейчас говорят, драйва. Соответственно, и Высоцкий поёт слишком минорно. Гораздо интереснее слушать более раннюю запись из того же 1969 года, сделанную непосредственно в Новогрудке для работников студии "Беларусьфильм":

Конечно, это сугубо личное впечатление и вы вправе с ним не согласиться. Тем более, что существует запись, сделанная в январе 1977 на студии "Le Chant Du Monde" для диска "Прерванный полёт". И вот здесь-то совсем другие эмоции и другой ритм:

В темноте

Темнота впереди — подожди!
Там — стеною закаты багровые,
Встречный ветер, косые дожди
И дороги неровные.

        Там чужие слова,
        Там дурная молва,
        Там ненужные встречи случаются,
        Там сгорела, пожухла трава…
        И следы не читаются
                В темноте.

Там проверка на прочность — бои,
И туманы, и ветры с прибоями,
Сердце путает ритмы свои
И стучит с перебоями.

        Там чужие слова,
        Там дурная молва,
        Там ненужные встречи случаются,
        Там сгорела, пожухла трава…
        И следы не читаются
                В темноте.

Там и звуки и краски не те, —
Только мне выбирать не приходится:
Очень нужен я там, в темноте,
Ничего — распогодится!

        Там чужие слова,
        Там дурная молва,
        Там ненужные встречи случаются,
        Там сгорела, пожухла трава…
        И следы не читаются
                В темноте.

Варианты, черновики ЗДЕСЬ: https://vk.com/page-50031359_55483832

Дубровский С., https://vk.com/photo-2618_457259156
Дубровский С., https://vk.com/photo-2618_457259156

Когда-то давно меня спросили, почему эту песню относят к военным. Тогда я и сама задумалась - вроде и нет там ничего особенно военного, кроме одной строчки. Времена изменились. Сегодня, когда "мы, не знавшие войн", получаем эти знания полной ложкой, часто даже больше, чем хотелось бы, не возникает никаких сомнений в основной идее этой песни. Как чутко, как точно уловил Владимир Семёнович это ощущение осознанной необходимости, готовности без бравады, без пафосных речей принимать самые тяжелые испытания, делать самую тяжелую мужскую работу. Потому что кто, если не ты?

Там и звуки и краски не те, —
Только мне выбирать не приходится:
Очень нужен я там, в темноте,
Ничего — распогодится!

-4

Спасибо, что прочитали. Если вам понравилась статья, познакомьтесь с другими материалами канала: Каталог статей "Стихии Высоцкого" . Лайки, подписка и комментарии тоже лишними не будут. Дзен требует активности подписчиков.