Найти тему
Паралипоменон

Голоса за спиной. Как пала последняя крепость Хорезма

Оглавление
Сумевший справиться - сумеет и править
Сумевший справиться - сумеет и править

1222-1223 годы. Непокоренные князья Хорасана укрываются в сени крепостей Аль-Тулак и Саиф-Руд. Провизия и расположение местных неумолимо иссякают, а время ставит вопрос: смерть или Индия.

Продолжение. Предыдущей части (и старикам) не место ЗДЕСЬ

Музыка на дорожку

Стыдно служить не незнатному, но неспособному

Вздохнул Сарадж ад Дин, слывший наиболее рассудительным из маликов Гура. Опрометчивые языки в частных беседах упоминали слово трусость, но Хусейн с этим не соглашался. А Сарадж ад Дина ценил как и других принятых во дворце князей.

Согнанных туда бедами, нуждою и знатностью.

Перед лицом смерти вступление безрассудно и князь Умар Кураши, один из тех кому говорить позволялось, сказал:

Сопротивление невозможно

Стопами смелости погрузив рассудок в холодную воду принятия.

Умару не возразили, да и чем было возразить.. Каждый имел за плечами разметанные камни отцовских твердынь и кости дружин белевших по всему Хорасану. Дом султана (Ануштегина) и его дело рухнули, отчего необходимость в его людях отпала.

Они стали целью, а стрелы летевшие в них разили прочих. Отчего в глазах прочих виднелись стрелы и слово обуза звучало чаще.

Собравшимся предлагали (не раз!) поклониться Проклятому, но представляя древние, славные фамилии таджиков, они не собирались этого делать. Хотя другие Шансабаниды и Марагани поклонились.

Последующее казалось необратимым и даже Сарадж ад Дин едва не обмолвился о неизбежности неминуемой..

Упрежденный оговоркой Хусейна

Сопротивление невозможно западнее Инда

И говорить больше необходимости не было.

Смерть Шихаб ад Дина последнего законного Султана Гуридов, расколола державу на четыре части. Власть взяли четыре раба, начавшие меж собою четыреста войн. Хотя порожденное негодованием, утверждение это было преувеличенным. А следующим овладели следующие:

  1. Газни и области - Тадж ад Дин Йылдыз. Человек из тюрок, мамлюк (воин-раб) сумевший подняться на службе.
  2. Мултан и Лахор (земли за Индом) - Насир ад Дин Кубача. Кипчак знатного рода, попавший в рабство и ставший там господином.
  3. Дели и прилегающие земли - Кутб ад Дин Айбек. Основатель Султаната, чье имя (Айбек - Владеющий умом) отразив собственную судьбу отразилось на судьбе многих.
  4. Бенгалия - Бахтияр Хильджи (Халадж). Туркмен одноименного племени, владетель области завоеванной недавно. Где угли мятежей гасились бунтовщической кровью и без дела мечи не ржавели.

Держава раскололась в 1206 году. К году 1223-му кое-что изменилось и кое-кого уже не было. Газни поглотил Хорезмшах. Разбитый (им) Йылдыз бежал за Инд, где отнял земли у Кубачи, а после покусился на Дели.

Правил там вместо почившего своей (почти) смертью Айбека - Шамс ад Дин Ильтутмиш. Наиболее значительный из всех упомянутых, хотя и наименее из них знатный.

Дослужившись до власти купленный раб (мамлюк) не постеснялся (посмел!) назваться султаном, а на упреки Йылдыза (правившего от имени природных, но слабых) отвечал:

Владычеством над миром наслаждается обладающий силой.
Принцип наследственной преемственности не исчез, но этот обычай судьба отменила.

А слова подкрепил действием.

Войска сошлись в местечке Тараин. Йылдыза разбили с треском, а после с позором водили по Дели. Показав, что с человеком подчеркивающим (свою) незнатность, позволительно обращаться незнатно подчеркнуто.

Плоды победы достались Кубаче, вернувшим Мултан и Лахор. Начисто лишенный своего военного счастья, этот человек мастерски пользовался чужим. Упоминание о нем важно в свете дальнейшего повествования о несчастьях (и преступлениях) Джалаль ад Дина. Поскольку их судьбы (и преступления) переплелись образом теснейшим.

Оставался Бахтияр Хильджи, но... Правивший в далекой Бенгалии, он воплощал прообраз операции Прожектор. Вдохновляя своих недалеких, далеких последователей.

У схожего зла всегда были схожие исполнители
У схожего зла всегда были схожие исполнители

Был еще Джалаль ад Дин и хотя слухи начинавшие ходить о нем, ранили слух неприятно. Князья Гура его тоже рассматривали всерьез.

За рекой, вопрос жить или не жить, для них не стоял. Или стоял не так остро. Но кому служить стоял острее. Подчиняться приходилось непросто незнатным, но рабам. И не просто рабам, но купленным.

Позволявшим себя купить. И продать... Продать и купить.

Тут то осторожный Сарадж ад Дин и произнес фразу, начавшую наш рассказ и его первую часть завершающую. В путь решили отправиться через десяток дней. Поджидая отстающих и пристраивая потерянных, кои среди людей Хусейна водились.

Оловянные слезы

Пока одни готовы за внимание платить, другие его даром не проявляют

Посмеивался Хусейн над Фахруддином. Чья вынужденная склонность к общению, успела превратиться в зависимость, тягостную для всех. Живущий во внешнем мире от макушки до пяток, внутренний он забросил, если когда-нибудь вообще интересовался им. Пустым и неясно пугающим, как паутина на бесцветной стене.

Познавать себя Фахруддин не хотел, а один оставаться не мог.

Удивляясь несчастному Хабаши. Который лишь заключенный в крепость, обрел мелкое счастье маленького человека. Чтобы была еда и никто не трогал. Но если не трогают внешние, что делать со внутренними (врагами!). Они рвали Фахруддина на части, заставляя в четырех стенах искать пятую.

Казавшиеся противоположностями соратники дополняли друг друга как слепой и глухой, отличаясь поработившими душу болезнями Из Хабаши смотрела печаль, из Фахруддина плескалось уныние. Многие их путают, еще большие не догадываются, но все страдают.

Фахруддин пренебрегал необходимостью и не терпел порядок. К святому относился благоговейно, но не всерьез. Принимая за образ и не признавая образом жизни, он не высмеивал благочестия, но норовил над ним подшутить. Шутил часто и шутников слушал охотно.

А еще говорил, говорил, говорил.

Работать умел, но работу бросал. Забросив дела как и душу. Безучастность к своему дому, сменялась судорожным возбуждением едва кто-нибудь звал в чужой. Бросая все он срывался ветром.

Готовый трудиться много и даром за возможность быть на людях и говорить. Тишины Фахруддин не терпел, трепеща перед ней как трепещет перед змеей мышь. Уныние стало собакой, не пускающей его в дом, также как для Хабаши таким псом оставалась печаль, не выпускающая из дома.

И где унылый не терпел тишины, печальный не выносил шума. И где один был обручен тщеславию, второй крепко женился на гордости. Так что унылый ходил пред людьми, печальный пред собой и никто пред Богом.

Навязываясь людям, Фахруддин докучал с помощью, прилипая с поводом и без. Впущенный в дом, нелегко выпроваживался. Не желая учиться - поучал. Не умея принять гостей - напрашивался в гости. Не благоустроив своей земли, норовил обработать чужую. Изображал простачка и над простодушными посмеивался.

Как муж хорошей жены, заглядывающийся на соседку. Отец детей, бегущий к виноторговцу. Царь с бараньим взглядом, что вместо обустройства страны, потратил отмеренное время на склоки.

Склок Фахруддин не чуждался, а в отсутствии внимания (к себе) усматривал вызов. Отчего мог подраться, чтобы хоть куда-нибудь себя деть.

Кто не умеет жить за себя, тому и за других умирать рано
Кто не умеет жить за себя, тому и за других умирать рано

Деть его куда-то, теперь предстояло Хусейну.

В землях за Индом, куда они уходили он оставался собой, но не имел власти. И Фахруддина мог использовать любой, кто мог поманить. А поманить мог любой.

Требовалось оставить его где-то.

Где он мог собой остаться или стать. Работая руками чтобы рук на себя не накладывать. К чему унылые склонны прямо и косвенно, через порочную жизнь. Которая тоже есть самоубийство отложенное.

Отсутствие внутренней жизни опустошает человека и вокруг человека.

Уехали они утром и ехали молча, добравшись до места, где когда-то встретились. Князь не проронил по дороге ни слова, а напоследок бросил:

Нет плохой работы, есть не твоя.

И хлопнув по плечу добавил

Поищи ту к которой будешь лететь, а не тащиться.
Такую работу (и женщину) Бог приготовил каждому.
Но не каждый такую ищет

Он сказал бы больше, если бы Фахруддин умел слушать.

Развернув коня Князь умчался, оставив сквозь слезы глотать

Какой же ты все-таки Гад!

Нарыдавшись, Фахруддин осмотрелся и хлопнул коня.

Здоровым ногам дороги найдутся, а здоровым рукам работа. В первом же селении Фахруддин нанялся к мастеру оловянных дел. Работая в кузне отметил забавное сходство слова сипахсалар. Означавшее и военачальника и работника по олову.

Тем и другим он успел побывать. Вместе с работой незаметно оживала душа. Когда мастер корил за ошибки, вспоминались слова Князя

Если ошибка не привела к смерти, не такая она и большая

Сказанные не ему, но кому-то. Как и:

К своим ошибкам, относись как к своим детям. Тем раньше исправятся ошибки и тебе можно будет доверить детей.

Вскоре Фахруддин женился.

Сколько было детей сказать сложно. Но еще несколько веков люди вели происхождение от Оловянщика и благословляли некого Князя. Исключительного человека, бывшего единственным в своем роде Гадом.

Народ и власти

Если на твоих улицах звучит чужой язык, значит твой стал чужим для Бога

Путник въехал в крепость не таясь. Плащ покрытый водой, говорил что под дождем он был долго. Неспешность движений, что ему это нравилось. Люди встречали Хусейна молча. С ним (только с ним) связывая гибель близких, лишения и другие беды.

Будто не было безрассудной расправы над караваном. Будто не они ликующе хрюкали от убийств послов и наместников. Не шутили, когда молот паршивца опускался на беззащитную голову. За правду рвали языки, а лжеца-братоубийцу языками облизывали.

Впрочем и умный народ не мудрее глупого человека. Умных народов не много, а глупые люди себя... не винят.

Не добившись успеха, монголы ушли. Оставив на равнинах несколько тысяч карлуков во главе с Арслан-ханом. Карлуки лениво грабили местность, делая вид что кого-то не выпускают и за чем то следят.

Гурские князья ушли тихо, а когда враги спохватились были далеко.

Черным - великий исход гурских военачальников. Синим действия преследователей.
Черным - великий исход гурских военачальников. Синим действия преследователей.

Сунувшись в крепости, монголы обнаружили перепуганных жителей. Часть перебили, а над другими поставили других.

Города возглавил, присягнувший Чингизу Хизабр ад Дин Мубарак. Его потомки держали крепости в период Гератских Куртов. Пока Тимур не разметал Державу по камню, а время не обратило их в пыль.

Это будет потом, а пока..

Расправляясь с жителями, свирепый монгол Кызыл-Манджук спрашивал

Где он!

Кто не мог показать говорил, кто не мог говорить показывал. За спинами князей многие говорили и речи их можно было бы привести, но... Какая разница что сказал за спиной, не смеющий говорить прямо.

Монголы бросились за беглецами, и настигли их у реки.

Подписывайтесь на канал. Продолжение ЗДЕСЬ

Поддержать проект:

Мобильный банк 7 903 383 28 31 (Сбер, Киви)

Яндекс деньги 410011870193415

Карта 2202 2036 5104 0489

BTC - bc1qmtljd5u4h2j5gvcv72p5daj764nqk73f90gl3w

ETH - 0x2C14a05Bc098b8451c34d31B3fB5299a658375Dc

LTC - MNNMeS859dz2mVfUuHuYf3Z8j78xUB7VmU

DASH - Xo7nCW1N76K4x7s1knmiNtb3PCYX5KkvaC

ZEC - t1fmb1kL1jbana1XrGgJwoErQ35vtyzQ53u