Критика и стороннее мнение не всегда бывает приятно тому, кому оно адресовано. Однако, это именная та движущая сила, которая способна подтолкнуть человека к изменениям и саморазвитию. Конечно, не всякая критика бывает, по существу, и далеко не все замечания нужно учитывать и принимать в разработку.
Что же необходимо сделать для того, чтобы реагировать на замечания и критику спокойно и обращать ее во благо себе?
- Прежде всего, нужно отделить критику от своей личности. Некоторые люди любое мнение о себе воспринимают как осуждение. У них сразу включается установка «я плохой» и отключается способность воспринимать всё беспристрастно. Неважно, кто критикует вас – начальник, партнер, родители, дети и т.д. Это вовсе не означает, что вы целиком как человек производите негативное впечатление.
- Оставайтесь в спокойном состоянии и в позиции взрослого. Ребенок, как правило, резко отрицательно реагирует на замечания и сразу обижается. Но вы-то не ребенок, значит, отдаете себе отчет в том, что можете быть подвергнуты критике за свою работу/поступки/действия.
- Постарайтесь не переходить в конфронтацию. Иногда очень хочется сразу начать возражать, защищаться, критиковать собеседника в ответ. Лучше успокойтесь и послушайте, дать отпор всегда успеете.
- Про послушайте – старайтесь делать это внимательно. Бывает так, что тревога или злость заставляют человека искаженно воспринимать поступающую информацию. Заслышав первые критикующие нотки, человек сразу утрачивает способность адекватно воспринимать оппонента, а зачастую и вовсе перестает его слушать. Так лучше не делать – пропустите все самое важное и так и не узнаете, что, возможно, критика была минимальная и безобидная.
- Если вы не можете поддержать конструктивный диалог в настоящий момент – возьмите тайм-аут. Когда эмоции отойдут на второй план, вы обязательно вернетесь к обсуждению.
- Задавайте уточняющие вопросы. Возможно, собеседник не совсем корректно или непонятно выражает то, что хочет донести. Бывает так, что критика «попахивает» пассивной агрессией, в этом случае тоже надо уточнить, что именно человек имел в виду и, в случае необходимости, поставить его на место.
- При неконструктивной критике и замечаниях не по делу – защищайтесь. Умейте отстаивать свои границы, вы не обязаны выслушивать непонятные обвинения только потому, что у критикана плохое настроение.
- Полезную критику стоит рассмотреть как инструкцию к дальнейшим действиям по работе над собой.
Какие еще методы вы добавили бы в список? Умеете принимать критику?
+7 913 380-83-42
Skype: as3808342
Научитесь управлять своими эмоциями!💪
Автор: Андрей Савенко
Психолог, Консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru