Найти в Дзене
АиФ–Красноярск

Дворник, расписывающий стены. Как в Сибири школа стала выставкой картин

Оглавление
   На роспись одной стены уходит примерно три дня.
На роспись одной стены уходит примерно три дня.

Антону Веселовскому 26 лет, он родом из посёлка городского типа Шушенское, где более ста лет назад находился в ссылке Ленин. После окончания художественного колледжа, в самый разгар пандемии коронавируса, уехал в Красноярск. И устроился на работу в школу № 16... дворником, а в свободное время стал расписывать стены учреждения.

Водить по листу бумаги

Антон рисует с самого детства. Как сам признаётся, ещё в детском саду любил водить карандашом по бумаге. И даже выиграл всероссийский конкурс «Марш парков». Мама, заметив способности сына, привела его в художественную школу. Правда, рисовать крынки и различные композиции ему тогда показалось скучным. Гораздо сильнее привлекали комиксы с различными супергероями и монстрами.

Но уже после четырёх лет обучения он точно знал, чем хочет заниматься в будущем, – творчеством. После школы поступил в художественный колледж в Минусинске. Здесь он сразу полюбил и рисование крынок, и академическую живопись, и историю искусства.

   Художник Антон Веселовский. Фото:  АиФ/ Александр КАШКОВ
Художник Антон Веселовский. Фото: АиФ/ Александр КАШКОВ

С граффити познакомился случайно. Ему довелось провести некоторое время в глазной больнице в Ачинске с талант­ливым соседом по палате. Он был старше Антона и увлекался граффити. Придумывал крутые стилизации шрифтов. Это сразу приглянулось подростку. И он попросил показать, как это делается. В блокноте парень нарисовал какие-то надписи, которые Антон затем долго-долго перерисовывал. А потом узнал, что граффити можно не только в тетрадках рисовать, но и на стенах. И его это зацепило.

Шушенское – маленький посёлок, и в нём сложно найти баллончики с краской. Пробовал рисовать маркерами, как это делали многие другие. А в 16 лет перешёл на аэрозольные краски, которыми красят машины. Его заметили. Он стал получать первые заказы на роспись стен. С этого началась его жизнь как граффитиста.

От кандинского до мойдодыра

Творчество – не постоянный источник заработка молодого художника. Заказы то есть, то их приходится ждать. А жить на что-то надо. В разгар пандемии Антон переехал в Красноярск, здесь у него появилось много свободного времени. Друг подсказал, что можно устроиться в школу на летнюю подработку – дворником. Утром подмёл – и весь день свободен. А вскоре про его талант узнали все.

«В школе была неровная стена, и никто не знал, что с ней делать. Хотели лавочку рядом поставить. И меня попросили нарисовать что-нибудь. В итоге директор нашла подходящую картину Кандинского, и я её первой нарисовал», – вспоминает Антон.

Абстрактное полотно со сложными геометрическими фигурами и множеством прямых линий всем понравилось и стало центром притяжения. Школа словно преобразилась.

Затем он нарисовал всем известного весёлого Мойдодыра. Считает эту работу лучшей. Она находится рядом со столовой, напротив умывальников, и напоминает о необходимости мыть руки перед едой. Потом нарисовал узнаваемые объекты Красноярска – Столбы, Биг-Бен, мост, ГЭС... В одном из классов сделал яркое полотно с Карлсоном и совой с множеством разных символов знаний. На первом этаже ребят также встречает символ школы – умная сова, вцепившаяся в книги. Говорит, что почти все идеи для работ ему подсказывает директор. А он их лишь воплощает. И стены под его красками сильно преображаются.

   Фото:  АиФ/ Александр КАШКОВ
Фото: АиФ/ Александр КАШКОВ

Самое сложное в работе – найти время, чтобы расписывать школьные стены. Баллончики с краской очень едкие и токсичные. Поэтому рисовать в коридоре приходится лишь тогда, когда учеников и педагогов в школе нет.

На роспись одной стены уходит примерно три дня. В первый день художник делает наброски, во второй заливает их баллончиком, а на третий – лакирует. Затем, если нужно, подправляет маркерами. Это можно сделать и во время учебных занятий. После закрашивания баллончиком обязательно какое-то время нужно проветривать помещение, чтобы не осталось едкого запаха краски.

«Конечно, расходные материалы для рисования сейчас стоят дорого. В чём-то помогает школа, где-то я сам добавляю из своих запасов. Сейчас выпускают баллончики любых цветов и оттенков. Приходишь в специализированный магазин и видишь стены, заставленные самыми разными цветами. Были бы деньги... Свалилось бы тысяч пятьсот откуда-нибудь – все бы стены в школе разукрасил! А так приходится потихоньку-помаленьку. Но дело движется вперёд, и будет ещё много полотен. Планирую украсить стену в одном из классов. Хочу там вариацию «Сотворения Адама» воплотить. Одна рука – роботизированная, а другая – человеческая! Думаю, будет круто!» – делится Антон.

С бэтменами на выставку не возьмут

В среде граффитистов проводится множество конкурсов, или скетч-батлов, со своими правилами и судьями. Однако призы там бывают разные. Где-то скетч­бук за первое место подарят. А где-то могут и несколько десятков килограммов баллончиков вручить.

«Участвовать интересно. А побеждать приятно. Каждый раз при победе закрываешь очередной гештальт и гордишься, что ты немного, но всё-таки лучше. Вот летом участвовал в «Хала Вандала» – одном из крупнейших скетч-батлов России. И там я победил, обойдя более 300 участников.

Такие батлы обычно проходят онлайн. Организаторы дают задание – нарисовать определённую надпись в своём стиле. Нужно её композиционно правильно расположить, красиво оформить, сделать всё, как надо, и отправить. Затем в прямом эфире комиссия судей разбирает работы, критикует их, подмечает сильные и слабые стороны и в итоге определяет лучшую».

   Фото:  АиФ/ Александр КАШКОВ
Фото: АиФ/ Александр КАШКОВ

«В творчестве меня больше всего привлекает возможность нарисовать то, чего ещё не было. Заходишь на Pinterest, чтобы поискать какие-нибудь красивые и стильные эскизы, например скандинавского волка. А там одна ерунда. Нет интересных работ. И делаешь сам. Как бы занимаешь нишу на рынке. Я недавно начал заниматься татуированием и ищу интересные и необычные идеи. Главное – не заниматься плагиатом. Это самое низкое, что может быть в этом деле. Нужно создавать что-то новое, увидеть то, чего до тебя никто не замечал.

Помимо скандинавских сюжетов привлекает славянская тема. Возможно, это как-то связано с военными событиями. Нравятся все эти Перуны, божества, руны, волки. Но, наверное, это временно, и зависит от каких-то внутренних ощущений», – делится художник.

Антон уже выставлял свои работы в Красноярске, Абакане и других городах. В планах написать серию работ с красноярскими достопримечательностями. Он уже сделал роспись стен на эту тему, а теперь хочет оригинально запечатлеть их в картинах. «Ведь на выставку нельзя попасть с Бэтменами, как бы хорошо ты их ни рисовал».

Творчество для Антона – смысл жизни. Кроме того, ему нравится создавать дизайн вещей. Он самостоятельно и бюджетно раскрашивает и украшает одежду, сумки, экспериментирует с модификациями. Например, сам украсил рюкзак в стиле известного сериала «Stranger Things». Получилось эффектно. Подарил своей девушке, которая также занимается творчеством.

«Бывает, хочешь найти какую-нибудь прикольную вещь в стиле определённого сериала или аниме и не можешь. Или находишь, но уродливое, скучное. И тогда пытаешься сделать сам. Иногда получается очень классно. В этом и прелесть творчества – сделать что-нибудь интересное, уникальное, выделяющееся!» – считает Антон и говорит, что, возможно, когда-нибудь откроет свою студию, если будет запрос. Знания и навыки у него есть.

   Днём Антон подметает территорию школы, а вечерами пишет картины. Фото:  АиФ/ Александр КАШКОВ
Днём Антон подметает территорию школы, а вечерами пишет картины. Фото: АиФ/ Александр КАШКОВ

А пока подрабатывает дворником в школе. И помогает украшать школу, делая её красивее и лучше. И этому немало поспособствовала директор Людмила Анатольевна Жарич. Школа стала очень уютной и привлекательной. Красивое витражное окно на главной лестнице, уютные классы, просторная, отлично организованная столовая, удостоенная высших похвал, активное участие в поиске идей для новых сюжетов школьных полотен и многое другое – всё это в немалой степени её заслуги. И даже бывшие ученики, приводя своих детей в школу, восхищаются этими работами и атмосферой в целом. И сожалеют, что в их время не было ничего подобного.