Найти тему
Александр Долгих

Почему ноты "до", "ре", "ми", "фа", "соль", "ля", "си" называются именно так

Даже люди без музыкального образования, знают, что в мире музыки есть семь нот и зовутся они До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. А также многие догадываются, что ноты, как и многое другое в музыке, придумали где-то в Италии, судя по названиям. Но почему ноты называются именно так? Почему не Ка, Ра, Ба, Жа, и так далее? Должно же быть этому какое-то объяснение?

И оно есть. Вот только в интернете ходит и набирает популярность совсем неправильная гипотеза, которая, честно говоря не выдерживает никакой критики. Она говорит о том, что ноты называются так от первых букв слов:

DoDominus — Господь;

ReRerum — материя;

MiMiraculum — чудо;

FaFamilias Planetarium — семья планет, то есть Солнечная система;

Sol — Solis — Солнце;

LaLactea via — Млечный путь;

Si Siderae — небеса.

Вот только почему вдруг взяты именно эти слова? И почему именно в таком порядке? И откуда в XI (именно тогда были придуманы ноты) люди знали, что такое Млечный путь, материя, Солнечная система? Многие в то время вообще считали, что Земля плоская и держат её слоны и черепаха.

В общем, правда во всей этой версии только то, что ноты действительно произошли от первых буквы слов. Вот только слова были совсем другими. Это были слова старинного церковного гимна, посвященного святому Иоанну Крестителю.

А придумал использовать сокращения от слов этой молитвы флорентийский монах и музыкант, проживавший в первой половине XI века Гвидо д'Ареццо Аретинский, который обучал монастырских певчих церковным песнопениям.

-2

Слова молитвы в оригинале звучат так: "Ut queant laxis resonare fibris Mira gestorum famuli tuorum, Solve pulluti labii reatum Santcte Joannes". Художественно перевести это можно так: "Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоанн".

Тот самый церковный гимн. Ноты, правда, как видите тогда писались ещё не совсем на тех местах, ге сейчас. И ключ был не скрипичный и не басовый, но ноты шли последовательно.
Тот самый церковный гимн. Ноты, правда, как видите тогда писались ещё не совсем на тех местах, ге сейчас. И ключ был не скрипичный и не басовый, но ноты шли последовательно.

Смотрите, ещё раз адаптированный перевод на русский, чтобы ноты тоже могли запомниться:

UT queant laxis — Утробою отверстой чтобы

REsonare fibris — Ревнители твои сумели

MIra gestorum — Миру возгласить деяний чудеса,

FAmuli tuorum — Фальш совлеки с их губ,

SOLve pulluti — Солгать дабы не смели,

LAbii reatum — Лаская слух напевом

SAncte Joannes — Святого Иоанна.

-4

Раньше было именно так. Вот только первая нота UT совсем не певучая, поэтому её заменили на более мелодичное DO от слова Dominus — Господь, а последнюю SA заменили на SI как сокращения слов Sancte Iohannes — Святой Иоанн.

Как-то так.

Если знаете какие-то другие версии происхождения названий нот, пишите в комментариях. По традиции вот ссылка на мой Телеграм и ещё несколько интересных статей: