Найти тему
Лекторий СПВ

Самобеглая коляска. В XVIII веке русский крестьянин создал прототип автомобиля и велосипеда

Поздняя реконструкция «самобеглой коляски» Леонтия Лукьяновича Шамшуренкова. Фото из Открытых источников. Общественное достояние.
Поздняя реконструкция «самобеглой коляски» Леонтия Лукьяновича Шамшуренкова. Фото из Открытых источников. Общественное достояние.

13 ноября 1752 года в Петербурге специальная комиссия Сената испытала «самобеглую коляску», построенную крестьянином Леонтием Шамшуренковым. Она представляла собой некую карету без лошадей, которой управляли два человека с помощью рычагов и педалей. Между тем путь к этому изобретению у гениального самоучки из крестьян был весьма тернистый.

…В остроге было холодно и сыро. Арестант, кутаясь в ветхую тюремную одежку, диктовал племяннику, получившему в 1751 году разрешение его навестить, «Доношение» в Московский сенат, где вели разбор мелких дел:

«Такую коляску, он, Леонтий, сделать может подлинно на четырех колесах, так что она побежит без лошади, только правима будет через инструменты двумя человеками, стоящими на той же коляске, кроме сидящих в ней праздных людей, и бегать будет хотя через какое дальнее расстояние».

65‑летний крестьянин Леонтий Лукьянович Шамшуренков, родом из Яранского уезда (ныне часть Кировской области), сам писать не умел: он никогда и нигде не учился. А для того, чтобы к его «Доношению» сенаторы отнеслись серьезно, просил племянника обязательно добавить, что именно он, Шамшуренков, в 1737 году придумал «снаряд» для подъема на колокольню Ивана Великого в Москве только что отлитого Царь-колокола. Однако случился пожар, колокол упал с мостков, на которых стоял, дал сквозные трещины, от него откололся большой кусок. После этого поднимать его уже не было смысла, услуги изобретателя «стали ненадобны», и он отправился домой в Яранский уезд.

Там изобретателя ждали тяжкие испытания: от умершего брата ему досталось несчастное «наследство» — судебная тяжба с захватившим их земельный надел владельцем винокуренного завода купцом Корякиным. Ему покровительствовал яранский воевода. В итоге Леонтий Лукьянович был «бит батогами» и несколько лет просидел в тюрьме. Там он и обдумывал конструкцию необычной коляски…

В феврале 1752 года пришел указ: «Крестьянина Шамшуренкова прислать в Правительственный Сенат». В мае изобретатель прибыл в Петербург. Ему отвели квартиру при Канцелярии от строений, ведавшей застройкой города, дали помощников, нужные материалы и инструмент, а «на пропитание» выделили десять копеек в день.

Шамшуренков трудился, буквально не поднимая головы. И 13 ноября начальник рабочей ­команды Мастерового двора, непосредственно ведавший постройкой коляски, сообщил рапортом в канцелярию:

«Оная коляска крестьянином Леонтием Шамшуренковым в окончание приведена и холстом обита и с рисуночною росписью красками выкрашена».

Коляска была опробована, признана годной для езды, ею довольно долго пользовались, она заслужила репутацию «весьма нового и куриозного художества». Увы, никаких чертежей и рисунков коляски не сохранилось, и сама она до нас не дошла…

В 1753 году изобретатель был отправлен в Москву и получил вознаграждение — пятьдесят рублей золотом. Спустя какое‑­то время он снова направил «Донесение» в Сенат, предлагая изготовить «самоходные» сани, «путеизмерительные» часы и даже подземную дорогу, но ответа на эти предложения не получил.

Кстати, педально-приводная система самоходной коляски Шамшуренкова долгое время считалась идеалом инженерного искусства в России. Ее улучшили и использовали многие десятилетия спустя другие изобретатели. Например, русский механик-изобретатель из мещан Иван Кулибин в самокатной машине, а также крепостной тагильский мастеровой завода Ефим Артамонов - при создании велосипеда.

XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка. Нижний Новгород. 1896 год. Первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе очень напоминал коляску Шамшуренкова. Фото из открытых источников. Общественное достояние.
XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка. Нижний Новгород. 1896 год. Первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе очень напоминал коляску Шамшуренкова. Фото из открытых источников. Общественное достояние.

По материалам рубрики «Наследие» автора Людмилы Александровой.

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.