Эту фотографию фанаты автоспорта частенько публикуют в социальных сетях с грустными смайликами, мол «вот так закончила свою жизнь легендарная Lancia Delta S4; грусть, печаль и забвение».
Так уж получилось, что в России я стал главным специалистом по истории этого великого автомобиля поэтому ко мне не раз обращались с просьбой прокомментировать данный кадр.
Ну что же, раз читатели просят, то я конечно же расскажу реальную историю – и, кстати, ничего грустного в ней нет!
Речь сегодня пойдёт о заводской раллийной Lancia Delta S4 с номером шасси 226. Нет, это не означает, что всего было построено более двух сотен этих полноприводных раллийных Лянч – их создали намного меньше. Если быть точными – всего двадцать восемь.
В 1986 году за рулём этого автомобиля итальянец Мики Биазон проехал ралли «Санремо», заняв третье место. А после этого – Маркку Ален участвовал на ней в ралли RAC и финишировал вторым.
После запрета машин группы Б автомобиль продали финскому ралли-кроссмену Матти Аламяки. Он перекрасил её в оранжевый цвет и в 1987 году выступал в чемпионате Европы по ралли-кроссу. Но Аламяки проиграл титул своему земляку Сеппо Нитимяки, который выступал на Peugeot 205 turbo 16 E2. Матти попросил помощи у Юхи Канккунена и благодаря его поддержке в 1988 году купил себе Пежо.
Но прежде чем продать машину Аламяки принял участие в двух весьма неожиданных мероприятиях.
Во-первых, он за рулём своей Lancia Delta S4 проехал ралли-спринт под названием "Harman". Вот фотография с трассы этой гонки:
То есть после двух успешных стартов на этапах чемпионата мира по ралли следующее появление этого автомобиля в ралли состоялось на... скромном ралли-спринте! Воистину неисповедимы пути гоночных машин.
Но это ещё ладно, потому что другим мероприятием стал как раз этап чемпионата мира по ралли, но Матти Аламяки и его автомобиль были использованы не совсем по назначению. А точнее – совсем не по назначению!
Как вам такой кадр?
Нет, вам не показалось – на крыше автомобиля действительно стоит лыжник! Не манекен, а самый настоящий горнолыжник по имени Пертти "Пату" Леппяля. Дело в том, что Пертти и его товарищ по лыжной сборной Калеви "Хака" Хаккинен искали способ потренироваться на высоких скоростях, а в Финляндии беда с протяжёнными и крутыми спусками. Вот они и прибегли к помощи Матти Аламяки.
А когда организаторы финского этапа узнали про такой способ тренировок, то решили использовать его в качестве элемента шоу. В результате Аламяки и Леппяля проехали трассу городского асфальтового спецучастка вот в таком формате шоу-кара.
Итак, в конце 1987 года Матти Аламяки продал Lancia своему земляку Ярмо Лахтеенмяки – очередной финн использовал машину в 1988-1989 годах в британском ралликроссовом чемпионате и в чемпионате Европы по ралли-кроссу. Ярмо перекрасил машину – она отчасти вернула себе ливрею «Lancia Martini».
Но ралли-кросс – контактный спорт и обвесы постоянно страдают. Покупать заводской «пластик» очень и очень дорого. Но что же делать? Лахтеенмяки взял и заказал для своей машины несколько комплектов обвесов в расклейке, которая напоминала времена «Lancia Martini»!
То тут, то там на гонках обвесы получали повреждения и их попросту меняли. В итоге когда Ярмо в конце концов продал машину, то вместе с ней он отдал покупателю кучу обвесов – разной степени комплектности. И именно эти самопальные незаводские обвесы и оказались на этой знаменитой фотографии, которая стала причиной «грусти» у любителей автоспорта. Но грустить там не о чем. Кстати, прилагаю фотку части комплекта, который Лахтеенмяки приложил к автомобилю при продаже:
И последнее – кому Лахтеенмяки продал машину? А продал он её Юхе Канккунену! Тот отреставрировал машину и поставил в свой домашний музей. Занималась работами финская компания MAT – Makela Auto Tuning – получилось очень даже "по-заводскому":
Если вам интересно, можете зайти на их сайт и посмотреть галерею с фотографиями, которые подробно иллюстрируют процесс реставрации: http://www.mat.fi/gallery/66
Сейчас музей Юхи Канккунена частично распродан – в том числе была продана и эта Lancia Delta S4. Но это совсем другая история.