Найти в Дзене
Nigerundayo!!

В неволе даже птицы забывают, как летать: Анализ манги «Обещанный Неверленд».

Кайю Шираи и Поска Демидзу взяли лучшее от жанра детектива и триллера, главными героями сделали подростков, чтобы подходило под жанр сёнена и создали одно из самых лучших произведений так называемого нового поколения. «Обещанный Неверленд» — это переосмысление вопроса ценности жизни человека, являющееся прекрасным символизмом на философские вопросы.

Перед читателем предстают три главных героя: Эмма, Норман и Рей. Все они дети 11-ти лет. Все являются воспитанниками "Благодатного дома» — детского приюта. Кроме них в приюте проживают ещё множество детей от года до 12 лет. Управляющей «Благодатного дома» является Изабелла. «Мама», как ласково называют ее дети. Любящая и заботливая женщина, что дарит радость и комфорт для всех ребят. Спокойная и размеренная жизнь детей разбавляется ежедневными экзаменами и рядом запретов.

-2

Один из них: никогда не приближаться к главным воротам. Так заведено, что часто детей из приюта берут на воспитание в новые семьи. Именно в один из таких отъездов одна из воспитанниц приюта, 6-летняя Конни, забывает свою любимую игрушку. Эмма и Норман решают, хоть и нарушив правило, вернуть её, ведь девчушка без неё не может. Придя к воротам, они видят нечто: девочка была убита.

-3

А "мама" Изабелла является не самым любящим человеком в их жизни, а палачом на элитной "ферме". Этот ужасающий поворот является зачином этой увлекательной детективной драмы, частью которой предлагают стать читателю.

-4

Первым делом стоит отметить одно из главных качеств этой манги — протагонисты. Эмма, Норман и Рей являются одаренными и развитыми не по годам детьми. Часто в таком ключе показывают гениев-детей, в реалистичность поступков которых верится с трудом. Тем не менее эти три трое — особый случай. Получая максимум баллов за ежедневные тесты, друзья пока не понимали, как сильно пригодится им подобный опыт, аналитическое мышление и логика в дальнейшем. Должное развитие, что они получили, обеспечило им безопасность и способность выжить за пределами уже искаженного «Благодатного дома».

Наши герои были созданы по системе «Правило трёх» — художественный троп, при котором действующие лица представляют собой трёх героев. Взаимодействие сильных и слабых сторон Эммы, Рея и Нормана создают динамику всего «Обещанного Неверленда». С «Правилом трёх» часто упоминают «Фрейдистское трио» — одна из главных вариаций тропа, где трое — это "Я", "Сверх Я" и "Оно". Понятия являются частью одной личности, но в художественных произведениях принято разделять их меж тремя героями. К примеру, главные персонажи манги имеют свои уникальные черты, развитие и демонстрация которых делают их полноценными личностями. Однако же слабости, которые следуют из крайностей, не позволяют протагонистам стать самостоятельными. Так, Рей демонстрируется в явной оппозиции по отношению к Эмме. Хладнокровный и расчётливый Рей не понимает и осуждает иррациональный гуманизм и развитую эмпатию Эммы. Девочке присущи эмоции, которые в некоторых моментах ей неподвластны, что часто бывает помехой. Оба героя являются крайностями одной личности. По-другому не было бы никакого интереса наблюдать за таким ультимативным сверхгероем. Норман же воплощает в себе золотую середину всей команды. Развитый интеллект, логическое мышление и вместе с ними эмпатия, вера в моральное процветание и людей. Контроль над своими эмоциями и здравый взгляд на суть вещей делают его главным двигателем этой троицы. Протагонисты Неверленда это ещё одна вариация уже известных механик произведений, однако за химией этих троих неустанно хочется наблюдать.

-5

Следующим аспектов, что положительно раскрывает «Обещанный Неверленд», будут антагонисты. Они представлены в виде Изабеллы, "мамы" "благодатного дома" и Кроны, ее помощницы. С первого взгляда можно только ужаснуться раскрытию обратных личностей этих двоих. Изабелла, строя из себя заботливую женщину, что готова сделать все ради детей приюта, оказывается совсем иной. Ужасная и извращённая личность не даёт испытывать к этому персонажу положительных эмоций. Тем не менее Изабелла поставлена в рамки отсутствия выбора.

-6

Ее ужасные действия оправданы не какими-то "хотелками", а инструментами к ее личному выживанию. Этот эгоизм — "мостик" к состраданию Изабелле. Маска женщины, что по отношению к близким равнодушно ведёт свою игру — естественная реакция на желание жить. Как, собственно, и у главных героев. Также стоит отметить, что Кайю Ширай намеренно противопоставляет Изабеллу Эмме. Девочка воплощает в себе идеал той Изабеллы, которой она была в детстве. Однако, забыв об альтруизме и самопожертвовании, Изабелла выбрала путь палача для детей приюта. Наблюдая, как Эмма относится к другим детям, как она ставит их жизни выше своих, заставляют Изабеллу расти как персонажа. Видя в Эмме девочку, какой она могла бы стать, если бы не выбрала путь надзирательницы, Изабелла вступает на круг искупления и принятия. 

Крона же совсем другое дело. Тут на первый план выходит не эгоизм, а гордыня и тщеславие. Женщина, что находится рангом ниже, мнит себя лучшей. Она искренне думает, что место Изабеллы должно быть у неё. Крона, являясь мелкой шестеренкой, ослеплена мыслями, что она — целый механизм. Забавно смотреть, как этот персонаж на пути к своим целям с лёгкостью отбрасывает все свои устои и только грезит величием. Слишком переоцененная вера в саму себя закрывают глаза этому персонажу. Она ставит Крону в рамки узкого коридора, по которому можно лишь неизбежно идти вперёд.

-7

Обещанный Неверленд находит свое отражение во многих произведениях художественной литературы. Так, само название «Неверленд» мы впервые можем увидеть в цикле сказочных произведений Джеймса Мэттью Барри «Питер Пэн» (в других переводах: «Нетландия», остров «Нетинебудет», «Нигдея»). В повестях Неверленд является островом, на который Питер Пэн забирает с собой детей, что не хотят взрослеть. Такой мотив явно перекликается с «Обещанным Неверлендом», в котором прямолинейность сменяется на интереснейшую метафору.

Также, читая «Обещанный Неверленд», невольно вспоминается другое произведение жанра триллер о детях и низменных, ужасных аспектах характера человека — «Повелитель Мух» Уильяма Голдинга. Роман на примере детей в главных героях исследует истоки моральной деградации общества. «Повелитель мух» разрушает популярное — особенно после второй мировой — мнение, что дети — это жертвы взрослых интересов. «Обещанный Неверленд» хоть и является схожим по форме с романом Голдинга, где главные герои — дети в жестоком мире, но все же даёт надежду на моральное развитие, а не на регресс.

«Обещанный Неверленд» — это фундаментальное произведение, задающее вопросы: "Что есть свобода?" и "Какова ее цена?". Воплощение этих вопросов в действиях и словах детей делает эту историю намного более многогранной и серьёзной. Манга «Обещанный Неверленд», используя лучшие тропы детектива и напряжённую атмосфероу триллера, заслуженно занимает одно из главных мест в массовой манга-культуре 2010-х годов.