Эталоном образа советского разведчика в кино стал для многих поколений легендарный Штирлиц в исполнении великого В. Тихонова. Но у него был достойный предшественник, впервые показавший на экране драму и героизм работы под прикрытием и заложивший основы советского шпионского жанра. Фильм “Подвиг разведчика”, вышедший в 1947 году, критики по праву называют произведением, предвосхитившим “Семнадцать мгновений весны”.
В шкуре врага
Главную роль в картине блистательно исполнил Павел Кадочников. Его герой, советский разведчик Алексей Федотов, под именем Генриха Эккерта забрасывается в оккупированную немцами Винницу, чтобы добыть документы с планами немецкого командования.
Как и у Штирлица, у персонажа Кадочникова был исторический прототип - советский разведчик Н. Кузнецов, в ноябре 1943 года осуществивший в украинском Ровно операцию по захвату и ликвидации командующего восточными армиями особого назначения «Остгруппен» генерала фон Ильгена.
Наверное, самое сильное впечатление в “Семнадцати мгновениях весны” производило преображение советского полковника Исаева в штандартенфюрера СС Штирлица. В исполнении Тихонова оно выглядело очень органично, но все равно вызывало у зрителя внутренний конфликт, ощущение чего-то неправильного. П. Кадочников тоже превосходно, хотя и в другой, более экспрессивной манере, отыгрывает эту суть разведчика - раздвоение, способность убедительно вжиться в чужой образ. А ведь это наверняка непростое испытание для человеческой психики - необходимость превращаться в ненавидимого тобой противника.
Благодаря выразительной игре актера мы словно бы видим двух совершенно разных людей: открытое, человечное, даже застенчивое, хотя и волевое, лицо советского офицера Федотова разительно контрастирует с отталкивающей развязной личиной Эккерта. Когда Кадочников входит в образ одержимого ненавистью нациста, на него становится жутко смотреть!
Две Украины
Одна из сцен фильма сегодня звучит особенно выразительно и характерно.
- Я не люблю русской музыки, господин генерал. Я украинец, господин генерал. У нас свои песни, у Москвы - свои”.
Так говорит немецкому генералу пособник нацистов, провокатор Бережной. Он олицетворяет коллаборационистскую, предательскую Украину - которая во время нацистской оккупации стала “Рейхскомиссариатом Украина”. Как показательно - присягнувший оккупантам предатель Бережной, подлостью входящий в доверие и отправляющий на смерть партизан-украинцев, демонстративно отрекается от русской культуры.
А вот партизан Лещук, сражающийся в подполье за свободу своей Родины, на подобный вопрос отвечает совсем иначе:
- Украинец? русский?
- В этом случае все равно
Мне кажется, расшифровывать параллели с сегодняшним днем здесь излишне - все и так очевидно и лежит на поверхности. Просто лишний раз убеждаемся, что трагедия Украины, которую Запад растравливает против России, внушая украинскому народу, что у них “своя музыка”, началась не сегодня. Но я уверен - как в Великую Отечественную подлинные украинские патриоты превозмогли нацистский морок, так в итоге случится и теперь. И мы снова станем единым народом, каким и являемся по исторической и культурной сути.
Уважать, чтобы побеждать
Отправляя разведчика Федотова на рискованное задание, командир предостерегает его от увлечения личным азартом, “спортивной гордостью”. “Я предпочел бы, чтобы это был слабый противник - говорит он, - но это сильный противник”.
Фильм “Подвиг разведчика” не просто прославлял советского воина, но и показывал его всестороннее превосходство над врагом. Герой Кадочникова ведет не только сильную шпионскую игру, демонстрируя смелость, изобретательность и выдержку, но также побеждает немцев и моральными качествами. Но не случайно одна из заповедей разведчика гласит относится к врагам с необходимым уважением: “Если будешь считать себя умнее их – обязательно проиграешь”.
Спецоперация на Украине подтверждает и колоссальное значение, которое сохраняет военная разведка для успеха в современной войне, и необходимость трезво, без шапкозакидательства оценивать возможности противника. Возможно, как раз в этом пункте лежит одна из причин того непростого положения, в котором сейчас находится Россия.
Но никогда не поздно учиться - в том числе и на наших прекрасных советских фильмах. “Подвиг разведчика” стал “первой ласточкой”, за которой последовали не только "Семнадцать мгновений весны", но и целая плеяда замечательных картин на “шпионскую” тематику: “Щит и меч", "Мертвый сезон", "Операция "Резидент"”, “Вариант Омега”.
А в народный фольклор из кинофильма ушел тост, который советский разведчик произносит за столом среди немецких офицеров: “За победу. За нашу победу!”
✅ ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
1️⃣ «От армии откосили, и от мобилизации откосим». 4 причины трусости части российской молодёжи
2️⃣ Какое будущее ждёт Россию. Ближайшие годы станут переломными