Найти в Дзене
Абзац

Администрация Байдена вляпалась в очередной скандал, пытаясь задобрить Саудовскую Аравию

Оглавление

Администрация Байдена предоставила наследному принцу Саудовской Аравии Мухаммеду бен Салману юридический иммунитет. Что даёт этот статус и поможет ли это США наладить отношения с саудовцами – разбирался «Абзац».

Автор Арина Ткачук

Фото: Official White House Photo by Adam Schultz
Фото: Official White House Photo by Adam Schultz

Администрация президента США Джо Байдена предоставила наследному принцу Саудовской Аравии Мухаммеду бен Салману юридический иммунитет. Это беспрецедентный шаг – такую защиту не предлагала даже администрация экс-президента Дональда Трампа, который мечтал о крепкой дружбе с саудовцами.

Внутреннее недовольство

Шаг администрации вызвал бурю возмущения внутри американского общества. Журналист газеты The Washington Post Дэвид Игнатиус выпустил материал с заголовком: «Байден награждает безнаказанность саудовского лидера юридической неприкосновенностью».

Для критиков Мухаммеда бен Салмана решение о неприкосновенности является пощёчиной. Игнатиус считает, что оно вызовет протесты в конгрессе и среди правозащитников.

«Администрация Трампа защищала саудовского лидера, но президент Байден первоначально заявил, что привлечёт его к ответственности, назвав его «изгоем». Сейчас администрация капитулировала и скомпрометировала свои ценности», – говорится в статье.

Представитель Госдепартамента, пытаясь оправдаться, заявил, что решение о предоставлении иммунитета было «чисто юридическим», вызванным недавним назначением наследного принца на пост премьер-министра страны.

«Невероятно иронично, что президент Байден помог Мухаммеду бен Салману уйти от ответственности, когда именно он обещал американскому народу, что сделает всё, чтобы привлечь его к ответственности», – сказала Сара Лия Уитсон, возглавляющая группу «Демократия для арабского мира сейчас».

Что даёт статус неприкосновенности

Наследный принц Саудовской Аравии и премьер-министр КСА Мухаммед бен Салман фигурировали в качестве подозреваемых в деле федерального окружного суда Вашингтона о причастности к убийству саудовского журналиста Джамаля Хашогги в 2018 году.

Фото: Wikipedia.org
Фото: Wikipedia.org

Решение о неприкосновенности защищает наследного принца от любых судебных исков. Бывший аналитик ЦРУ Брюс Ридель сказал в интервью для The Guardian, что судебные иски означали бы, что наследный принц больше никогда не сможет приехать в США.

«Уведомление о виновности и номинальный штраф были бы унизительными для принца. Однако теперь изгой выше закона», – заключил он.

Политолог, американист Малек Дудаков в беседе с «Абзацем» напомнил, что более полутора лет Штаты пытались усилить давление на Саудовскую Аравию по разным направлениям.

«Администрация давила в контексте ОПЕК+, терактов 11 сентября (большинство террористов, осуществивших атаки, были саудовскими подданными, и сейчас в США есть процесс, в ходе которого пытаются доказать причастность правительства Саудовской Аравии к произошедшему – прим.) и в контексте дела об убийстве Хашогги. Все эти действия испортили отношения Вашингтона и Эр-Рияда, они находятся на самой низшей своей точке за всю историю», – сказал эксперт.

Он добавил, что администрация Байдена, очевидно, сейчас пытается в этом вопросе сдать назад. Статус неприкосновенности снимает с наследного принца любые обвинения по делу Хашогги и ограничивает право граждан Соединённых Штатов, чьи родственники были жертвами теракта 11 сентября, обращаться к нему за компенсацией.

Фото: Wikipedia.org
Фото: Wikipedia.org

Снова друзья?

Понятно, что администрация Байдена решилась на это, чтобы смягчить разногласия и попытаться восстановить отношения с саудовцами. Однако Малек Дудаков считает, что этих шагов будет недостаточно.

«Саудовцы очень недовольны политикой, проводимой США, и переориентируются на взаимодействие с другими центрами силы. Единственный нерешённый вопрос – это поставки оружия в Саудовскую Аравию, которая продолжает вести военную операцию в Йемене. Но и здесь Эр-Рияд надеется переориентировать свои закупки на Европу», – пояснил американист.

Дудаков уверен, что всё большее дистанцирование двух стран уже не остановить, как бы ни пыталась администрация Байдена. Процесс идёт давно и особенно ярко проявился в последнем решении ОПЕК+ о сокращении объёма добычи нефти.