В крайнем выпуске нашего подкаста герой Мельников Николай Петрович, геолог и фотограф из города Сургут, рассказывал, что значит искусство фотографии для него. «Фотография - она сохраняет память о каких-то событиях. Если описывать, то - это одно. Каждый человек по-своему может это воспринимать. А фотография - она уже более точно передаёт смысл тех событий».
И, действительно, мы считаем, что фотография несёт в себе конкретный смысл исторического события. Фотография - это не только визуальный материал, пропитанный историческим и эпохальным контекстом, но и запечатление атмосферы, условий и настроений, преобладающих в обществе прошлого.
Мы подготовили для Вас виртуальную выставку фоторабот Мельникова Николая Петровича, чтобы Вы смогли увидеть тех самых простых людей, которые окружали нашего героя.
«Дедушка Андреев Петр Кузьмич»
«Каникулы я, обычно, проводил у дедушки с бабушкой. Жили они в Бугульме на Сокольской горе или на подстанции около леса, на улице Гастелло, д. 5. Дом был небольшой – из двух комнат (пятистенок). Сени, где обычно, хранили муку, затем шла кухня, в которой находилась большая русская печь и где мы все обедали. В углу была икона. Когда все собирались за накрытым столом, дедушка произносил молитву. После этого мы преступали к трапезе. Ели из большой миски по очереди. Ложки были деревянные, что было для меня не привычно. Но я быстро привык к ним. Оказалось, что деревянная ложка более удобна – ей нельзя обжечь губы.
Угол около печи был отгорожен и там стоял грубый, мощный стол. Здесь дедушка валял валенки. Делал он это вечером. Работа была тяжелая, я слышал глухие удары и видел пар, который вырывался из этого угла. Повсюду чувствовался специфический запах. Вот таким образом получали «нетрудовые» доходы. Мне, тоже, приходилось помогать – очищать пемзой готовые валенки или вращать, завернутый в брезент огромный валенок-заготовку. Вторая половина избы использовалась как спальня и зал. Для отопления стояла печь-голландка.
Два раза в месяц дедушка позволял себе выпить. Я хорошо помню бутылку, на этикетке которой был нарисован череп и две кости. Четко было написано ДЕНАТУРАТ. Запах был отвратительный. В это время он вспоминал войну, но не боевые действия и плен. Он рассказывал о том, как над ними издевались в учебном лагере перед отправкой на фронт. Он не мог сдержаться и плакал. Вот тогда я услышал это странное слово «Суслонгер». Только сейчас я понял, как его унижали, как тяжело ему было.
Мой дедушка, Андреев Петр Кузьмич, был призван в РККА Бугульминским РВК (Татарская АССР) 26 августа 1941 года и был направлен в учебный лагерь в Суслонгер.
История 31 ЗСБр, станция Суслонгер.
В связи с тяжелым положением на фронте летом 1941 года требовалось в короткий срок призвать и обучить основам военного дела огромные массы людей. 13 августа вышло постановление ГКО «О формировании запасных частей и маршевых батальонов».
В августе 1941 г. на станции Суслонгер, Казанской железной дороги, Марийской АССР областным военкоматом Татарской АССР была сформирована запасная стрелковая бригада. В ее состав вошли: 11, 84, 96 запасные стрелковые полки (ЗСП), 42 запасной артиллерийский полк (ЗАП), 25 запасной стрелковый батальон и 17 отдельный запасной батальон связи. Бригада получила номер 31 и вошла в состав Приволжского Военного Округа.
В декабре 1941 года Марийская АССР вместе с соседними регионами вошли в состав Московского Военного Округа.
Вот как вспоминает о Суслонгере Станислав Ростоцкий – советский кинорежиссер, актер, сценарист, публицист.
«Когда меня наконец взяли в армию, меня отправили, как и многих других, в такие странные места с таким странным названием «Сурок» и «Суслонгер». Это Марийская АССР, несколько десятков километров от Йошкар-Олы. Тайга самая настоящая, и там были организованы в это время запасные стрелковые бригады, которые готовили людей к фронту. То есть ты попадал в Армию, попадал в этот лагерь., в этом лагере тебя за месяц быстренько обучали, обмундировывали и отправляли на фронт. То есть это были такие поставщики новых кадров на фронт (речь идет о 31ЗСБ, которая была сформирована на станции Суслонгер Марийской АССР).
Жизнь в этих лагерях была ужасающей. Я вот когда вспоминаю войну, так мне, несмотря на все остальное, фронт кажется просто…не домом отдыха, естественно, но замечательным местом. А эти места мне кажутся ужасными. В землянке, в которой должно было жить сто человек, жило триста… стекол, конечно, в землянке не был, мороз был до двадцати градусов… количество вещей я не могу перечислить… есть не давали вообще ничего. Но потом выяснилось почему не давали… в одну прекрасную ночь, это было дней через десять после того, как мы там все мирно загибались, появились странные люди из Гражданской войны. В кожаных тужурках, с маузерами, деревянными кобурами, в кожаных шапках. Все начальство лагеря было выведено перед линейкой, всех нас выстроили… всех писарей, всех начальников штабов и так далее… и всех на наших глазах расстреляли. Потому что все, что полагалось нам, они ели сами. Это было первое ужасающее впечатление. Сейчас даже трудно в это поверить… А потом нас посадили в товарник и привезли на станцию Сурок (речь идет скорее всего о приезде в учлаг Суслонгер Климента Ворошилова, который в годы войны отвечал за подготовку пополнений для фронта – прим. автора).
В этих лагерях было примерно то же самое, но единственное отличие было… Я никогда не забуду – нас вывели на линейку, а мы все в своем, в домашнем, у нас никакого обмундирования не было – вывели перед светлы очи начальства. Вышел человек в шикарной шинели, в кожаных перчатках, прекрасной каракулевой шапке и стал нас крыть матерными словами… что не солдаты, что мы, так сказать, в общем там…ненормативная лексика была употреблена… А ты знаешь… Самое смешное, что у нас, у меня в том числе, было такое чувство радости – вот нас ругают, а я рад. Потому что я вижу – есть власть, есть кто-то кто это организовывает. Кто не даст, чтобы всю Россию и весь Советский Союз поставит на колени!»
После вот такой «подготовки» дедушка попал в Ленинградскую область, Волховский фронт. Где, скорее всего, во время боёв по выводу из окружения 2-й ударной армии попал в плен в районе Любань. С 22 мая он находился в плену на территории Германии, где и был освобожден. 3 апреля 1945 года продолжил службу.
Привожу полный текст приказа о награждении.
Приказ
Секретно, экз.№
по 860 Стрелковому Краснознаменному Полку
283 Стрелковой Гомельской Краснознаменной Ордена Суворова дивизии
13 мая 1945 «101/н Действующая Армия
От имени Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик НАГРАЖДАЮ: медалью «За отвагу»
- …
- …
- Стрелка 4 стр. роты – красноармейца Андреева Петра Кузьмича за то, что он 29.05.45 в бою на оз. Хальценер-зее, в рукопашной схватке на позициях противника уничтожил 7 гитлеровцев и своей храбростью способствовал общему успеху роты.
Рождения 1903 г., русский, беспартийный.
Призван в РККА 3.04.45 г. 20-м
Сборнопересыльным пунктом 3 Армией
Домашний адрес: закрашен
Командир полка подполковник Хайруллин
Вот всё, что я узнал о военной судьбе моего дедушки Андреева Петра Кузьмича (30.06.1903 г., с. Базарный Урень – 08.05.1974 г., Бугульма ТАССР).
Мельников Н.П. – внук.»
«Родился я 16 февраля 1951 года в городе Октябрьский Башкирской АССР. Город появился после открытия в 1944 г. Девонской залежи нефти на Туймазинском месторождении. В то время — это месторождение по запасам нефти было пятым в мире. Поэтому в 1946 году рабочий поселок нефтяников становится городом. Со всего Советского Союза были направлены высококлассные специалисты для добычи нефти и строительства города. В их числе был и мой отец – Мельников Петр Алексеевич, гидрогеолог, в то время работник московской организации Центроспецстройпроект. Моя мама приехала в Октябрьский из соседнего города Бугульма. В этот город в начале 30-х годов переехала ее семья и родственники, спасаясь от репрессий после ареста и гибели ее дедушки Осокина Петра и ее дяди Осокина Якова. В марте месяце 1951 г. приехала моя бабушка Андреева (Осокина) Александра Петровна. Несмотря на протесты родителей, завернула меня в теплое одеяло и увезла в соседнюю деревню Муллино, где был молельный дом. Там я и был крещен. Факт крещения сына мог обернуться для моего отца крупными неприятностями. Но все обошлось».
«Работа моего отца требовала постоянных переездов. После г. Октябрьского мы жили в городе Черниковск – ныне Орджоникидзевский район г. Уфы. Там, в 1954 г., родилась моя сестренка Ирина. В 1955 г. переехали в город Белебей, а в 1956 г. вернулись в Октябрьский. В первый класс, в 1958 году, я пошел в школу № 17 города Октябрьский. На этом наши переезды закончились. В четвертом классе нас всех перевели в школу № 2, сейчас это гимназия № 2. В 1968 году я закончил обучение в этой школе. В этом же году я поступил в Уфимский нефтяной институт на горно-нефтяной факультет (Октябрьский филиал Уфимского нефтяного института). Но на втором курсе интерес к учебе пропал. Это была заслуга местных преподавателей, поэтому мы с моим лучшим другом пошли в Военкомат и весной отправились служить в Советскую Армию. До призыва я еще успел поработать два месяца в Волго- Уральском филиале ВНИИ Геофизики. Службу я начал в Пензенской области в г. Каменка, в учебной ракетной части, где с 10.05.1971 по 01.12.1971 учился на связиста. По окончании учебы мне присвоили звание младший сержант. Принял прписягу 27 июня 1971 года. Для дальнейшей службы меня направили в Забайкальский военный округ. Через неделю я прибыл в г. Нерчинск, в войсковую часть 11070 (69 ракетная бригада). Служил я в Батарее управления бригады (БУБ) сначала начальником радиостанции начальника связи, а затем начальником радиостанции командира ракетной бригады. В 1973 году, отслужив два года, я восстановился на второй курс Уфимского нефтяного института».
«Во время обучения по основной специальности, я прослушал курс лекций на факультете общественных профессий (ФОП), в 1974-1976 г. В результате я получил специальность лектор-пропагандист социально-психологических знаний. Изучил такие предметы, как наука управления, прикладная психология, педагогика и лекторское мастерство.
После 4 курса и завершения военной подготовки находился на военных сборах, которые проходили в Приволжском военном округе на окружной базе ГСМ- Высокая гора (около г. Казань). 29 апреля 1977 г. мне было присвоено воинское звание лейтенант-инженер. Приказ Министра обороны СССР № 98. Военная специальность – инженер службы горючего (ВУС4806)».
«По окончании учебы по специальности Технология и комплексная механизация разработки нефтяных и газовых месторождений мне была присвоена квалификация горного инженера.
В 1977 году был направлен вместе с женой Светланой Анатольевной в распоряжении Главтюменьгеологии. В Тюмени нам определили место работы – Сургут.
1 августа 1977 года я был принят на работу в Сургутскую нефтеразведочную экспедицию геологом по испытанию скважин. В 1978 году меня выбрали секретарем комитета комсомола СНРЭ. В комитет ВЛКСМ СНРЭ входили все первичные организации производственного объединения «Обьнефтегазгеология»».
«Через три года мне пришлось уволиться. Причиной была низкая заработная плата. Даже потеряв 30 процентов северной надбавки, на новом месте я получал в два раза больше. В ноябре 1980 года я уже работал мастером освоения скважин в Башкирской экспедиции подрядного бурения № 1. В июне 1981 году был назначен заместителем начальника производственно – технического отдела. В июле 1985 экспедиция переехал в г. Когалым, но я отказался уезжать из Сургута.
В сентябре 1985 г. я начал работать в ОАО Сургутнефтегаз. Прежняя моя работа была связана с бурением разведочных и эксплуатационных скважин, но я решил изменить свою деятельность. Мне была интересна работа по добыче нефти и эксплуатации нефтяных месторождений. С сентября 1985 г. я был оператором по добыче нефти и газа на промысле № 1 (ЦДНГ-1) НГДУ «Сургутнефть». В феврале 1986 г. я был назначен заместителем начальника цеха по добыче нефти и газа (нефтепромысла) № 2 на Солкинском месторождении. В декабре 1986 г. Солкинское месторождение было передано в НГДУ «Быстринскнефть». В сентябре 1987 я перевелся в Управление по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин (УПНН и КРС), где я проработал мастером капитального ремонта скважин до мая 1989 г. Затем я был принят на должность начальника научно – исследовательской лаборатории по внедрению новой техники и химизации. В феврале 1998 г. переведен начальником научно – исследовательской лаборатории гидродинамических исследований скважин. В мае 1999 году я уже работал начальником цеха научно – исследовательских и производственных работ (ЦНИПР) НГДУ «Сургутнефть» до выхода на пенсию в 2006. Во время работы в НГДУ «Сургутнефть» неоднократно назначался в избирательные комиссии».
«В 2007 году у меня случился инсульт. Я потерял половину зрения – видел только левую сторону. Через несколько лет я как-то приспособился и мог ориентироваться в пространстве. В сентябре 2010 года я участвовал в работе избирательной комиссии в качестве заместителя председателя (избирательный участок № 328). В 2011 г. я вспомнил, что у меня сохранились фотопленки и я решил их отсканировать и перевести в цифровой вид. В этом мне помог Сургутский краеведческий музей. В результате получилась интересная фотовыставка. В 2013 году у меня появился новый современный фотоаппарат – Canon 60D. Первые снимки этим фотоаппаратом я сделал во время приезда Патриарха Московского и всея Руси 21 сентября 2013 года. Во время встречи Святейший Владыка благословил всех присутствующих. После этого у меня успешно прошла фотовыставка «Романтика геологии» в феврале 2015 года. В марте этого же года я стал победителем конкурса Журналист года в номинации «Объектив мастера» им. Юрия Мингалева. В Ханты-Мансийске, в музее геологии нефти и газа, с 10 февраля по 10 апреля 2016 года экспонировалась моя фотовыставка «Романтика геологии». В последний день работы выставки меня пригласили выступить в программе «С 6 до 9» телекомпании «Югория». В феврале 2016 года прошла моя вторая выставка «Городские пейзажи», в апреле 2018 года – «Приношение победе». В августе 2019 года – «Таежные акценты»».
«Фотовыставка «Романтика геологии» экспонировалась в Лянторском хантыйском этнографическом музее – сентябрь 2017 года, в библиотеке с.п. Нижнесартымский – апрель 2018 года.
Кроме увлечения фотографией, я участвовал в работе Всероссийской научно – практический конференции с международным участием «VI Бахлыковские чтения», где выступил с докладом «Из истории открытия нефтяных месторождений Западной Сибири» - это происходило в ноябре 2016 года, Белый Яр. Следующий Всероссийский научно – практический форум с международным участием «VII Бахлыковские чтения» проходил в г. Лянтор в октябре 2018 года. Мой доколад назывался «Сургут. Начало.», где я рассказал о начале своей работы в Сургутской нефте-разведочной экспедиции и о встрече с известными геологами.
В 2016-2018 гг. и 2020 г. выезжал в составе делегации г. Сургута в Тверскую область, г. Нелидово. Вместе с Г.В. Кондряковой (Решетниковой) – председателем общественной организации «Дети войны» посещал братские захоронения воинов-сибиряков, в том числе и сургутян.
Являюсь членом Правления ТСЖ «Светлое» и Сургутской организации журналистов.
23 апреля 2021 год, г. Сургут».
Фотоматериалы предоставлены автором - Мельниковым Николаем Петровичем.
Слушать подкаст VK: https://vk.com/podcasts-84438562
На других ресурсах: https://band.link/Itak_Prostye_Lyudi
#ИтакПростыеЛюди #Итак #ПростыеЛюди
#АНОПРОчтение #ПодкастСургутскийРайон #Подкаст