"После двух картин Куинджи на сюжет «Березовой рощи» пошла мода на березу. Я в Титове тоже писал березовую рощу, стараясь не походить на Куинджи.": писал Игорь Эммануилович Грабарь.
Художник действительно не походил на Куинджи. Он вообще мало на кого походил.
Хочу вам показать некоторые его пейзажи, к которым у меня подбирается эпитет - воздушные.
А заодно расскажу о жизни художника.
Грабарь появился на свет в марте 1871 года в Будапеште. Его родители были русскими, проживающими в Угорской Руси.
Отец - Эммануил Грабарь был общественным деятелем. Жизнь всей семьи Игоря была наполнена общественно-политическими интересами и из-за этого его детство сложно назвать счастливым. Мать будущего художника - Ольга Грабарь из-за политических взглядов оказалась перед судом и ее едва не приговорили к смертной казни.
В 1880 году Ольга привезла Игоря в Россию, в Егорьевск Рязанской губернии и там мальчик учился. С самого детства он полюбил рисование.
Не помню себя не рисующим, - вспоминал Игорь Эммануилович. - не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей
Игорь очень сблизился со своим учителем рисования и проводил в его мастерской много часов. После того, как он получил начальное образование, молодой человек переехал в Москву и стал студентом лицея цесаревича Николая. Учеба там оказалась тяжелым психологическим испытанием.
Дело в том, что там учились дети состоятельных родителей, а Игорь был "живущим стипендиатом". После окончания учебы там, он вздохнул с облегчением.
Лицей он, кстати, окончил с золотой медалью.
Во время обучения в лицее художник познакомился со многими талантливыми людьми из мира искусства. Познакомился не в самом лицее, а во время своих выходных, когда он, предоставленный сам себе, отправлялся гулять в Третьяковскую галерею.
В 1889 году Игорь поступил в Петербургский университет на юридический факультет. О жизни в Петербурге художник вспоминал:
Моя жизнь потекла по трем различным руслам - научному, литературному и художественному... они без остатка заполняли весь мой день, чрезвычайно удлиненный по сравнению с обычным студенческим днем
В то время Грабарь увлекся написанием юмористических рассказов для журналов и рисованием иллюстраций. Но самым главным интересом была, конечно, живопись.
После окончания университета Грабарь поступил в Императорскую Академию художеств. После года обучения Игорю предоставилась возможность уехать за границу. Он побывал в Германии, Франции и Италии. В Париже его захватил импрессионизм, он понял к какому жанру наиболее расположен.
По возвращении в Россию живописец разочаровался в Академии. У него теперь появилось новое восприятие искусства и он стал далек от академического обучения. В 1896 году уехал в Европу, в Мюнхен и поступил в частную школу-студию Антона Ажбе. Там Грабарь прожил пять лет и в Россию вернулся в 1901 году. Он уже четко знал, что его творчество - это лишь импрессионизм.
Вернувшись в Петербург, Игорь Эммануилович решил связать свою деятельность с журналом Мир искусства. Там он обрел своих единомышленников и стал одним из главных критиков журнала.
Спустя пару лет Грабарь уехал жить в Москву. На одной из московских выставок произошла его встреча с художником Николаем Мещериным. Тот пригласил Игоря к себе в усадьбу Дугино.
В усадьбе Мещерина художник познакомился со своей будущей женой... и не одной. Речь о племянницах Мещерина - рыжеволосой Вали и темноволосой Маши.
В 1913 году Игорь Эммануилович женился на Валентине. В браке родилось двое детей: дочь Ольга и сын Мстислав.
Семья долгое время жила счастливо, а потом у Валентина начала терять рассудок, у нее было обнаружено тяжелое гормональное заболевание.
Валентина какое-то время лечилась в клинике, а когда вернулась домой, ее уже было не узнать. Дальнейшая история туманна.
То ли Валентина ушла от мужа, то ли исчезла без вести. Художник остался один. Заботу о детях взяла на себя их тетка Мария. Она же стала второй супругой художника.
Сам художник прожил долгую жизнь. С 1913 по 1925 года он являлся попечителем Третьяковской галереи.
С 1921 года Грабарь стал профессором Московского государственного университета.
С 1944 года Игорь Эммануилович работал научным руководителем мастерских. Также он возглавлял специальные комиссии, которые изымали картины из усадеб и монастырей. Изъятие объяснялось тем, что картины спасали от уничтожения.
Художник рисовал не только пейзажи и натюрморты. Им выполнено приличное количество портретов. До самых последних дней Грабарь не переставал творить. Особенно он любил писать русскую природу и подмосковные пейзажи.
Последнее полотно Игоря Эммануиловича - Березовая аллея (1959), было написано в Абрамцеве. Он воспел напоследок обожаемый пейзажный образ - русскую березу.
Грабарь скончался в Москве в 1960 году. На момент смерти ему было 89 лет.
Спасибо за внимание. Для развития канала мне очень важна ваша поддержка статьи лайком. Подписка на канал тут