Режиссер Борис Рыцарев (1930-1995) всю жизнь снимал фильмы-сказки, которые помнят многие поколения советских детей: «Волшебная лампа Аладдина», «Ученик лекаря», «На златом крыльце сидели…».
🎥 есть в фильмографии режиссера кинокартина совсем иного жанра. В 1988 году Борис Рыцарев поставил фильм «Имя», в котором впервые в истории советского кинематографа поднял тему штрафных батальонов. Название имеет подзаголовок: «основано на солдатских байках, рассказанных после войны», и это уточнение предельно ясно характеризует интонацию фильма.
Простой рабочий парень Егор Сидоров трудится в вагоноремонтном депо в прифронтовом городке. Там же и ночует, там же развлекает товарищей песенным попурри из советских кинофильмов той эпохи - «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга». Веселый, безотказный, легкий на подъем человек, его блестяще сыграл только начинавший свою карьеру клоун никулинского цирка Олег Демидов.
Работники депо отправляют Сидорова на рынок у железнодорожной станции менять водочные талоны на хлеб, его арестовывают как спекулянта, и тут фамилия играет с героем злую шутку. Из вагона со штрафниками, которые выдвигаются на передовую, пропал его однофамилец, младший лейтенант. А точнее – сбежал. Для начальника конвоя это трибунал. Опытный вертухай старшина подсказывает простое решение: наверняка, среди спекулянтов, задержанных на рынке, есть человек по фамилии Сидоров, фамилия-то распространенная. Заменим штрафника на спекулянта, не велика, что называется, разница, и все будет шито-крыто.
Так Егор Сидоров попадает в штрафной батальон. Напомню, фильм «Имя» снят в 1988 году, поэтому в нем нет этих непонятно откуда потом взявшихся штампов, вошедших в тренд после сериала «Штрафбат», где сотрудники НКВД с перекошенными от злобы лицами норовят изничтожить как можно больше советских людей, и несчастные штрафники практически с голыми руками под началом угрюмого "Серебрякова" атакуют неприступные высоты.
Зато есть суровая фронтовая правда про кадровых офицеров, которые оказались в штрафбате, как правило, из-за бытовых преступлений: пьяная драка, переспал с полевой женой вышестоящего командира и послал того по матушке и т.д. Про подлость и безразличие к конкретной человеческой жизни, про то, как машина войны перемалывает судьбы.
Характерная деталь: кадровые офицеры, попавшие в штрафбат, участвуют только в одном бое (нет этой вселенской глупости про обязательное ранение), после чего комиссия рассматривает их дальнейшую судьбу. И, как показано в фильме, комиссия признает, что все сто процентов штрафников вину искупили, звания им возвращаются, они направляются для дальнейшего прохождения службы в свои части. В атаке на противника, между прочим, вместе со штрафниками в бой идет и конвой, это к вопросу о мерзких энкеведешниках.
Конечно, Борис Рыцарев режиссер-сказочник, и он не мог не наделить своего героя отчасти скоморошими чертами. Сидоров подавляет немецкую огневую точку, не пролив ни капли крови, он банально бьет пулеметчиков кирпичом по каскам. За что его качают на руках богатыри-десантники. Когда выясняется, что в списке штрафбата его нет (его однофамильца начальник конвоя указал как погибшего), Сидоров бежит домой, в вагоноремонтное депо. Ему помогают простые русские женщины, которые в упор не видят в нем диверсанта (как хотелось бы некоторым современным сценаристам). Ну, какой к черту диверсант, на роже написано, что обычный работяга, попавший в переплет.
И когда Сидоров наконец добирается до депо и пытается рассказать товарищам о своем геройстве на фронте, его обрывают:
« - Тебя за хлебом посылали? Ты хлеб принес?
- Принес! – гордо говорит Сидоров и достает из вещмешка три буханки.
- Тогда иди работать, - отвечают товарищи. – Две смены прогулял».
Вот такая жизненная сказка о войне, о людях, которые ежедневно совершали подвиги, не задумываясь, что это подвиги. А иначе и не было бы, наверное, Победы.