В предыдущей статье я обещал рассказать о том какие неприятности-приключения со мной происходили до призыва в армию, обо всём по порядку. Жил я в военном городке и после окончания школы половина пацанов нашего класса решила поступать в военные училища, в числе этой половины был и я с моим школьным товарищем . Посмотрели на карту Советского союза и решили что надо ехать за Урал, так как автомобильные военные училища в то время были в Рязани , Самарканде, Челябинске и Уссурийске. Жили мы в средней полосе России и подумав , что Рязань близко, родители будут часто приезжать, хотелось полной самостоятельности, Уссурийск далеко, а в Самарканде жарко, так что Челябинск был в самый раз. В итоге я не поступил, завалил математику, а друг не набрал баллов, вернулся через неделю после меня. Когда я вернулся в родной город, то решил не отказываться от выбора профессии и подал документы в Техническое училище на специальность водителя автомобиля категории "С" - автослесаря. Пробыв с августа 1983 года по октябрь на уборке яблок в двух совхозах , о нахождении там можно написать отдельный рассказ, приступили к обучению. Первый раз за руль ЗиЛа меня посадили на уборке яблок, до этого я ездил только на мотоцикле к тому времени у меня уже было водительское удостоверение категории"А", оно выдавалось с 16 лет. За нашей группой был закреплён мастер и самосвал ЗиЛ. Обучение вождению проходило по графику, также изучались ПДД , основы эксплуатации автомобилей, политэкономия , куда же без неё в СССР и мастер нас обучал устройству и ремонту автомобилей. В феврале 1984 года меня и двоих моих товарищей направили в автоколонну на производственную практику на пост ТО 2. Помню были морозы до -20 , а в основном для промывки деталей использовалась солярка и наши наставники грели её при сливе из баков МАЗов и КАМАЗов ступичными подшипниками , предварительно раскалив их в кузне, ведь температура солярки в баке тоже была равна температуре воздуха. Через месяц мы уже самостоятельно производили обслуживание Зилов и Камазов , меняли колодки ,подшипники ступиц, трансмиссионные масла в мостах и коробках и в двигателях. Помню был на ТО МАЗ 504 он был наиболее сложный в обслуживании, так как у него задние колёса вращались с помощью бортовой передачи и при осмотре я обнаружи раковины в подшипнике, рассказал своему наставнику, а он сказал не заморачивайся, ставь назад и когда через неделю у МАЗа развалилась бортовая , мой наставник пытался обвинить меня , но были свидетели которые слышали наш разговор и с меня обвинения были сняты.
В мае 84 года мы закончили обучение сдали экзамены , получили пава категории "С", но поскольку у меня день рождения в августе, то в правах стояла отметка , что я управлять могу грузовиком с 18 лет. Меня направили в автобазу на должность автослесаря 4-го разряда, так как у меня был диплом с отличием. Помню бывалые слесаря возмущались почему у меня 4 разряд , а у них 3 и предложили мне отрегулировать клапана на моторе ЗИЛ 164, я конечно в ту пору не мог этого сделать, наверное плохо слушал мастера, эх молодость! Потянулись рутинные дни автослесаря, работы было много. В автобазе было 6 автоколонн, в которых были автомобили самосвалы ЗиЛ , КАМАЗы. КРАЗы, я с нетерпением ждал своего 18 летия, с тем чтоб наконец сесть за руль.
Когда мне исполнилось 18, я написал заявление о переводе в водители и меня закрепили за опытным водителем Василие, который уже отслужил в армии и года 2 проработал на точно таком самосвале ЗИЛ 555 МММЗ как на фото вверху. Небольшая разница в возрасте и его покладистый характер позволили мне освоиться на ЖБИ , где надо было возить дроблёный щебень из под дробилки в растворный узел, не обошлось без приключений, работа была нудной , весь день надо было маневрировать по ограниченному проезду от одного места к другому и я чтоб не утруждать себя торможением , решил тормозить бампером о кучи песка, к концу смены бампер был по бокам завёрнут внутрь, мой наставник этого не видел , резался в вагончике в домино пока я стажировался, увидев своего ЗиЛа в таком виде, сокрушённо почесал"репу" но ругать не стал , а попросил помочь и мы в течении получаса с помощью троса вытянули бампер обратно, это было только началом моих косяков. После стажировки с Василием меня посадили за руль самосвала Зил, в то время для КАМАЗа надо было переобучаться, а учитывая что меня осенью должны были призвать в ряды Советской армии я был безмерно рад и ЗиЛу. Штатный водитель ушёл в отпуск накануне передав мне свой 555 и с утра получив путёвку с талонами на бензин, пройдя медосмотр я выехал на линию после прохождения осмотра автомобиля выпускающим механиком с ямы. Автомобиль был исправен о чём стояла отметка в путевом листе. В то время в 40 км от города в поле строили подъездные пути в культиваторному заводу, я загрузился щебнем повёз груз в сторону объекта, дорога была знакомая , сам я проживал недалёко от тех мест и благополучно почти добравшись до объекта ехал по полю, оставалось проехать метров триста, четыреста. Сначала я услышал стук , но придав значения ехал дальше, вдруг краем глаза замечаю что слево от меня катится колесо , жму на газ , а машины не едет и накренилась на левый бок. Я затормозил , вышел из машины и вижу картину на задних левых колёсах срезаны футорки вместе с гайками, второе колесо не откскочило потому, что на ступице была проточка. Приехал!!! В кузове 5 т щебня , как я не перевернулся видно чудом. Осмотрел повреждения , на ступице осталось несколько шпилек, а отлетевшее колесо было с футорками и гайками. Раскрутить их было нельзя, как я писал в предыдущем рассказе они без тисков и прогрева не раскручивались , это я потом узнал, что при сборке колёс гайки, футорки и шпильки надо смазывать Нигролом и регулярно протягивать. Делать нечего надо ехать в автобазу за помощью, в тот момент я смутно представлял чем мне могу помочь, но других вариантов не было. Прикатил колесо , поднял кузов, вставил в колесо запасной ремень гидроусилителя и придавил конец кузовам, забрал ключ зажигания и остановил ЗиЛа со своей автобазы, у нас было на бампере обозначение две белых полоски, что соответствовало 2 автобазе, через час был у ворот автобазы. Пришёл к начальнику колонны объясни ситуацию, тот повздыхал и направил меня с накладной на склад, где мне выдали необходимое количество гаек и футорок. Спросил что делать дальше? Механик колонны отправил к водителю дежурного тягача, тягач был полноприводный трёхосный КРАЗ и загрузив в него гайки с футорками и домкрат которого в моём авто отсутствовал двинулись в путь , водитель тягача матерился из за того что многотонный грузовик отправили с грузом гаек, я чувствовал себя виноватым и помалкивал в дороге. КРАЗ двигался со скорость 50км/час и часа через 1.5 были на месте. Водитель тягача мне объяснил, что необходимо ссыпать щебень на землю, на оставшиеся шпильки закрутить колесо и потихоньку ехать в гараж. В то время машина щебёнки не была особой ценностью и её можно было легко списать , что я в следующий раз и сделал , попросил мастера приемщика поставить штамп в накладной объяснил ему ситуацию, он посмотрел на мою молодость и штамп поставил. Поддомкратил задний мост с трудом, домкрат уходил в землю, с той поры возил с собой дощечку, прикрутил одно колесо, второе не без труда забросил в кузов и часа через полтора заехал в ворота автобазы. Выслушал нарекание в свой адрес это было считай наказанием. отправился домой, рабочий день закончился. Утром заехал в цех шиномонтажа, Гайки срезали газовой гарелкой (шансов раскрутить их в поле не было, они никогда не смазывались и прикипели), я снял барабан оттуда выбили заломанные шпильки и к обеду всё собрали, автомобиль был готов к выезду на линию.
(продолжение следует)