Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем.
Сегодня поговорим о тех людях, кого пассажиры обычно не замечают, но о тех, кто выполняет важную работу. О тех, кто первыми встречают самолеты после посадки и крайними провожают их на вылет. О тех, кто руководит «парковой» самолетов и помогает экипажу на земле. О «хозяевах перрона» - агентах перронного обслуживания.
Встреча самолета
Самолет может еще только подлетать к аэродрому, а на земле уже во всю идут приготовления. Самолету определяется номер стоянки, и туда выезжает целая команда на спецтехнике: автотрапы, машины для багажа, автобусы для пассажиров, топливозаправщики, пожарные расчеты и другая техника по необходимости. Вся техника останавливается в строго отведенных для нее местах, чтобы не создать помеху рулящим воздушным судам. Само место стоянки воздушного судна внимательно осматривается агентом - на нем не должно быть никаких посторонних предметов, а различная маркировка должна быть хорошо видна.
Как только самолет приземлился и начал рулить в сторону стоянки, начинается самая интересная часть работы.
Авиационный язык жестов
«Радиосвязь - хорошая штука, но не везде применимая» - подумали когда-то давным-давно умные люди и решили, что встречать самолет и помогать ему заруливать нужно только жестами. И назвали эти жесты «сигналами регулировщика». Сигналы можно подавать как жезлами, так и просто ладонями.
Самолет приближается к стоянке, а агент уже стоит на своем месте с поднятыми вверх руками и встречает самолет, обозначая таким образом нужный гейт (стоянку) и свою готовность принять судно.
Всего таких жестов чуть больше 30, но мы рассмотрим самые часто используемые из них по мере того, как наш воображаемый самолет будет заруливать на стоянку.
Как только самолет повернул в сторону стоянки, агент показывает жест «продолжай руление вперед». Для этого нужно согнуть в локте вытянутые в стороны руки и производить движение жезлами вверх – вниз в направлении от уровня груди к голове. Также возможен и другой вариант - вытянутыми вперед руками производить движения вперед-назад, сгибая их в локтях.
Задача экипажа при этом - следить за жестами и рулить четко по желтой линии разметки, не допуская ухода воздушного судна левее или правее нее. Но если это все-таки происходит, регулировщик так же дает об этом знать с помощью жестов: при вытянутой левой/правой руке с жезлом в сторону под углом 90 градусов к туловищу правой/левой рукой подать сигнал "Двигаться вперед". Интенсивность движения сигнализирующей руки указывает экипажу скорость поворота воздушного судна.
Бывает и такое, что экипаж рулит слишком быстро, поэтому агент может подать жест «сбавь скорость»: для этого необходимо опустить вытянутые руки вниз жестом "похлопывания", производя движение жезлами вверх-вниз от пояса к коленям.
При приближении воздушного судна по разметке к линии остановки подается жест «стоп».
Для этого необходимо вытянуть руки с жезлами в стороны под углом 90 градусов к туловищу и медленно поднять их над головой до пересечения жезлов так, чтобы в момент пересечения колеса носовой стойки самолета остановились четко на линии остановки.
Для каждого типа воздушных судов есть свои линии остановки, размеченные на стоянках:
Как только самолет остановился, экипаж включает стояночный тормоз (как ручник на машине) и так же информирует об этом наземный персонал специальным жестом:
Кстати, чтобы сообщить о том, что самолет снят со стояночного тормоза, нужно просто сделать то же движение в обратном порядке, то есть разжать кулак.
Через некоторое время после остановки выключаются двигатели, а под колеса самолета устанавливаются колодки, о чем опять же экипажу сообщается жестом:
А если жезлы развернуть и развести руки в стороны, то получится жест «Колодки убраны» - все довольно просто.
Двигатели выключены, колодки установлены, конусы безопасности выставлены - теперь есть возможность подойти к самолету, подключить через специальный разъем гарнитуру для связи с экипажем, завершить все послеполетные процедуры и начать готовить самолет к новому рейсу.
Еще из интересных жестов есть такие:
- «запуск двигателей»
Для этого необходимо поднять правую руку с направленным вверх жезлом до уровня головы и выполнить круговое движение этой рукой, при этом одновременно левой рукой, поднятой над головой, указать на подлежащий запуску двигатель.
- «подключение/отключение аэродромного питания»
- «связь через гарнитуру»
Нужно вытянуть обе руки в стороны под углом 90 градусов к туловищу и прижать ладони к ушам.
Электронный ассистент парковки
В настоящее время идет перевод большинства процессов под управление автоматики. И парковка самолета тоже не стала исключением.
Сейчас во многих крупных аэропортах возле гейтов можно встретить электронного ассистента парковки, который помогает экипажу самостоятельно заруливать на место стоянки.
Принцип его работы основан на сканировании пространства перед собой. Так он может определить, отклонился ли самолет от осевой линии, и выдать экипажу указание довернуть вправо/влево.
А также существуют более продвинутые «помощники», способные измерять расстояние до самолета и выдавать экипажу сигнал об остановке.
Однако даже такие системы не способны полностью заменить все функции, выполняемые человеком, так что агенты по перронному обслуживанию будут по-прежнему актуальны еще долгое время.
Если меня читают люди данной профессии, можете дополнить этот рассказ интересными фактами и/или указать на неточности в комментариях. Буду очень признателен!
——————————————————————
До новых встреч и хорошего полета!