Найти в Дзене

Критическая рецензия на фильм «Непослушник» (2022)

Кадр из к/ф "Непослушник" (2022 г.)
Кадр из к/ф "Непослушник" (2022 г.)

Фильм вышел в 2022 году, поэтому анализировать его мы будем именно исходя из контекста настоящего времени.

Главный герой живёт в своём мире – Москва, медийность, постоянные тусовки и пранки. Он не тупой мажор из «Холопа», он блогер, который занимается тем, что зарабатывает деньги на информационных поводах, то бишь, хайпе.

Блогеры уже несколько лет упорно «легализуются» в качестве профессии. Несколько лет назад в Госдуму пригласили блогеров, тогда это воспринялось, как что-то максимально странное и не нашло отклика ни у самого блогерского сообщества, ни у их фанатов, в силу возраста, не понимающих зачем это нужно, ни у органов власти, для которых, что тогда, что, сейчас блогерство – это кривляние на камеру и тупые пранки, которыми, кстати и занимается в начале фильма главный герой для привлечения внимания.

Зима 2022 показала, что блогеры имеют веса ни меньше журналистов. И хоть из-за неоправданной вольности Валерии Рытвиной, Совет Федерации теперь всячески открещивается от «Совета блогеров», отрицать силу инфлюенсеров нельзя. Наиболее ярко столкновение Институтов журналистики и блогерства выразилось в уже годовалой давности диалоге Ксении Собчак (представителя журналистов) и Елены Блиновской (представителя Блогеров). Распространилось понятие «Инфоцыганства» - заработка денег из пустого места, продавая ничего, по сути, не содержащие в себе инфопродукты. При том, пока проходили споры, кто Инфоцыганин, а кто честный эксперт, монетизирующий свои навыки через социальные сети, были организованы и собраны секция «Информационное взаимодействие и контентный анализ» Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре и Экспертный совет при ГД по информационной политике и СМИ. Говоря про второй, блогеров в основной состав вошли не менее 50%. Уже на первом слушании в марте 2022 года, на ровне с обсуждением поправок закона о СМИ, поднимались вопросы дальнейшего существования блогеров, в связи с закрытием социальных сетей, принадлежащих Meta[1]. Прогресс-прогрессом, но кроме шуток: что блогеры вообще делают в Госдуме?

У блогеров есть ресурс в виде аудитории, для которых блогер – это лидер мнения. При этом, основное отличие блогера от обычного человека в том, что блогер умеет ввести в контекст, рассказать о любом проекте/ситуации/теме/вещи так, что другим захочется на это смотреть. Иными словами, современные блогеры – это колумнисты, которые ведут свою «колонку» в своей социальной сети, получая подписчиков не за счёт имени издательства (хотя бывает и так), а за счёт продвижения личного бренда.

Возникает вопрос, почему бы блогеру не погрузить своих подписчиков, в свойственной ему манере в действительно важные вопросы, такие как управление страной, социальные институты, ветви власти, законы, будущее страны, масштабные проекты и указы Президента?

Именно о пользе механизма блогерства, то есть, о выстраивании личного бренда, взаимодействия с аудиторией, раскрытия через медиапространство экспертности, методах краудфандинга, в даже, казалось бы очень далёких и непонятных для молодёжи вещах, рассказывает фильм «Непослушник».

И теперь, зная этот контекст, давайте перейдём к самому фильму.
Главный герой – Дима - блогер-миллионник. Девушка главного героя – Олеся - его продюсер, правая рука, организатор формальностей и аналитик в одном лице, задаёт конфликт: хайп главного героя через год-два прекратиться, нужно меняться, переходить на новые площадки, чтобы продолжить жить в медиапространстве. При этом, главный герой мыслит по-другому. Чтобы достичь осознанного желания – получить заветное число подписчиков, а следовательно, и много денег – не стоит менять формат, но нужно затронуть наиболее сакральную тему. Выбор падает на православных верующих.

Катализатором действия становится новый пранк от Димы - переодевание в нечесть прямо в церкви во время исповеди, и последующее распугивание прихожан. При этом, ещё перед началом пранка, Дима с Олесей жертвуют церкви крупную сумму. Этим жестом они как бы заранее оплачивают свои «съёмки». Такой жест демонстрирует отличие пранкеров от обычных хулиганов: они заранее оплатили ущерб. Вопрос, чего в церкви больше моральной ценности или финансовой ещё появится в фильме. Пока же, гипотеза Димы оказывается верна, пранк вызывает должный резонанс, герои добиваются своего осознанного желания – получают 5 млн. подписчиков. Но всё не так гладко: портится жизнь у друга Димы, молодого церковного служащего, который косвенно стал причиной появления такого богохульства. Кроме этого, против Димы выдвигают обвинение по статье 148 УК РФ: Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий (Проще говоря, оскорбление чувств верующих).

Приколы от блогеров в храме – это не нововведение фильма. Аналогичный скандал произошёл в 2017 году, когда блогера Руслана Соколовского, снявшего ролик о ловле покемонов в храме посадили на 3,5 года. На тот момент его статистика со среднего 300-400 тыс. просмотров за видео, поднялась до 1 -1,5 млн. просмотров. А несколькими годами ранее, в 2013 году, группа Pussy Riot (Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич) устроили в московском Храме Христа Спасителя панк-молебн. Это правда, была скорее политическая акция, нежели простой пранк ради хайпа. Девушки были антисемитками и их посадка была делом времени, но всё же, факт был. Были и другие, более мелкие случаи «привлечения» за оскорбления.

Возвращаясь к «Непослушнику», поскольку герой существует в нашем мире, и такой опыт коллег ему знаком, он решает бежать и прятаться у себя на малой Родине, в город Шую. Опустим некоторые условности: вроде как, не может быть такого, чтобы за оскорбления чувств верующих задерживал отряд ОМОНа, но при этом, в той же вселенной, несколько месяцев не могли найти сбежавшего в родной город преступника, который, к тому же, постоянно созванивается со своей девушкой и пользуется мобильным телефоном. В конце концов, это разные регионы с разным бюджетом.

Рассмотрим дальше. Итак, у главного героя произошло инициирующее событие, которое вывело его жизнь из равновесия. Соответственно, осознанное желание героя теперь вернуть жизнь в прежнее русло. Герой решает «отсидеться» в Димитровом монастыре, попадает туда, он вновь обманув своего друга молодого церковного служащего. И первое время ему сложно даётся адаптация в новых условиях.

Но уже через пару недель, герой начинает использовать свои навыки для выполнения осознанного желания. Ему не нравится таскать воду – он позвонил главе администрации, а дальше, по стандартной схеме своего пранка, прикинулся другим человеком и разыграл представление. Дима несколько лет занимался подобными пранками. Он годами отрабатывал актёрскую игру, умение работать с голосом, быстро адаптироваться под ситуацию. Вспоминаем, что главное умение блогеров в том, что они умеют из любой ситуации делать событие, историю (в прямом и виртуальном смысле). Поэтому, чтобы грамотно преподать такое событие, как появление воды, он выучивает специальную молитву, выпрашивает её прочитать перед всеми, и делает этим «прогрев» к появлению воды от главы администрации.

В следующей точке повествования Диме дают задание копать источник, чтобы найти воду. Дима копает, но дойдя до определённого места понимает, что самому не справится. Тут Герой применяет другой свой навык - задействовать окружение. Во-первых, он договаривается с отцом, чтобы тот помог переварить трубу (папа Димы эксперт в сварочных работах), во-вторых, Дима привлекает зрителей. То есть, не в тихую копает, а делает это грандиозным проектом, тем самым получая поддержку и обзаводясь аудиторией, вниманием которой в дальнейшем можно будет управлять.

Главным проектом для Димы, за время пребывания в монастыре, становится «сделать так, чтобы монастырь не закрыли». Первый раз за фильм открытым текстом проводится параллель между прошлой деятельностью Димы и нынешними положением. По сути, он составляет маркетинговую стратегию для монастыря, «канал закрывают из-за отсутствия годного контента и подписчиков». Дальнейшие действия героя – его привычное занятие к которому нас, как зрителя, аккуратно подвели предыдущими событиями. Он создаёт контент – записывает прямые эфиры с настоятелем монастыря (который раскрывает свою экспертность в вопросах духовного характера), оформляет «канал», находит иконописцев на реставрацию главной иконы, донатные средства тратит на оплату электричества и рекламу.

Такой подход нов и необычен в чиновничьих кабинетах высших церковнослужителей, да и не только в фильме. Для сравнения, на аккаунт Государственной думы во Вконтакте подписаны 332 002 человека, при этом, истории там не ведутся в принципе, вся информация в постах однообразна и больше похожа на отчёт «для галочки». Подписчик не видит лиц, при этом, именно обозначение «лица» для аккаунта даёт эффект прямого общения и контакта «власти с народом». Хороший пример - аккаунты «Краснодарского Края». Каждый день публикуются истории с завлекающим контентом, посты имеют оценку происходящего, новости публикуются постоянно, к генерации контента привлекаются все желающие. Кроме этого, задействуются разные форматы социальных сетей, и инструментов (посты, короткие видео, истории), существование каналов автономное за счет размещения на них рекламы. Во-первых, предприниматели, ориентированные на аудиторию Краснодарского Края имеют отличного рекламного подрядчика, во-вторых, социальные сети Краснодарского Края имеют больше финансирования, что позволяет более качественно выполнять работу в медиапространстве.

Тем временем, в «Непослушнике» Дима приблизился к выполнению своего осознанного желания - вернуть всё как было раньше. За ним приезжает Олеся, которая договорилась о том, чтобы Дима стал генеральным директором православного канала в Москве, и личным пиарщиком для вышестоящего в церковной иерархии лица – отца Фомы. Но работу выполнить хорошо не получается, так как отец Фома оказывается откровенно плохим экспертом в духовных вопросах и «заваливает» формат прямого эфира тем, что не отвечает на вопросы целевой аудитории и «плывёт», игнорируя вопрос за вопросом. Раскрутка социальных сетей – это творческий процесс. И если создание контента не приносит удовольствие и «выжить» этот контент не из чего, тогда нужно или поменять стратегию, или отказаться от проекта. Герой выбирает отказаться от проекта, а вместе с тем, и от своего осознанного желания в пользу неосознанного – быть счастливым с близкими по духу людьми. Дима возвращается назад, в Шую, к своему наставнику отцу Анатолию, новым друзьям из паствы и девушке из школы иконописи по соседству. На этом фильм заканчивается.

Фильм «Непослушник» очень простой и незамысловатый. Для его создания использовалось всего около пяти локаций. Три из которых в маленьком городке Шуя. На главных ролях известные российские актёры. Виктор Хориняк - тот же «Последний богатырь», Аглая Тарасова – та же Юля из «Беспринципных», Таисия Вилкова – та же Лиза из «Гоголя». На второстепенных ролях есть даже совсем ноунеймы, которых Кинопоиск счёл неважными для отметки в касте. Ни по форме, ни по содержанию в кинематограф фильм ничего нового не привнёс.

Но, при этом, фильм наглядно раскрыл вопрос кто такой блогер и почему это реальная профессия и хороший инструмент для развития своей деятельности. Ну и сразу же отработал возражение, что будет, если все социальные сети вдруг закроют, чем же тогда блогеры займутся. Блогеры – это и имиджмейкеры, и маркетологи, и пиарщики, и контентмейкеры, и актёры, и продюсеры , и технические специалисты в одном лице. Блогеры найдут себе работу при любых обстоятельствах, потому что их главный навык не в «странных танцах», а в умении рассказывать истории и вовлекать в эти истории всех вокруг.

[1] Признана в РФ экстремистской