И это, конечно, очень смешно.
ДЖОТТО никакой перспективы не создавал! Он ВЕРНУЛ ее в живопись, как и объем со светотенью.
ОСП (объем, светотень, перспектива) - тринога Джотто, как я ее ласково обзываю, оставленная средневековым людом за ненадобностью, но хорошо известная в античности, там и придуманная.
За мною мириады инфузорий,
Передо мною мириады звезд.
Я между ними лег во весь свой рост -
Два берега связующее море,
Два космоса соединивший мост.
Арсений Тарковский, 1958 год, не про Джотто, но очень про него. Ибо Джотто как раз и стал тем самым господином, легшим во весь свой рост аки мост, соединив дивно-очаровательное, мое любимое, Средневековье и прогрессивное, современное Возрождение.
Итак. Треченто. Проторенессанс. Джотто.
Решительно говорю вам - Джотто есть Дверь (как, впрочем, и Дюрер 😁) и хорош он во всех отношениях!
Ведь это именно у него, у Джотто, под шумок драки апостол Петр отрезает ухо Малху, Иоаким страстно целует Анну, а Иисус дерется! Ей богу, средневековые маргиналии отдыхают 😂
Это к вопросу о том, что же создал Джотто? А создал он принципиально иное пространство картины. Такое авторское "кино", где царит действие, как бы реально увидено художником (т.е он и мы вместе с ним, свидетели), и все идет не по канону (на переднем плане, например, появляется фигура СПИНОЙ к зрителю - не мыслимо для средневековья, изображение на грани фола или ереси, ибо по канону все всегда обращены к молящемуся).
Именно поэтому в массовке у Джотто всегда абсолютно уникальные, индивидуальные лица, со своими характерами, страстями и эмоциями.
Все и даже ангелы.
Иными словами, Джотто был первым, кто превратил евангельский эпизод В СОБЫТИЕ имеено ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, увиденное именно им, Джотто, причем увиденное не где-то там, во сне, а на соседней улице справа от той большой ели.
Ведь в чем соль Возрождения? Художник смотрит именно в свой мир и пишет подробности именно своего мира, своей реальности. Это фиксация самой жизни, когда Священная история более не воспринимается в отрыве от реальности, как какое-то инобытие, а изображается как реальное мирское событие, бывшее на этом самом месте около часа назад (потому что человек стал мерилом всех вещей, а значит и мир, окружающий этого человека больше нельзя трактовать как символ, его нужно видеть как реальность; более того, реальность, современную именно этому человеку).
Поэтому, если мир уже не какой-то там золотофонный эфир, а двор дома напротив, что за поворотом у церкви, то и человек в этом мире должен быт живым, а не абстрактно-символическим.
Именно у Джотто впервые появляются ЗЕМНЫЕ люди, одушевленные ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ЧУВСТВАМИ И СТРАСТЯМИ, т.е появляются эмоции и характер. И у Христа тоже - отныне Он символ не божественного средневекового наития, но высокого морального совершенства.
Посмотрите на Иисуса в момент поцелуя Иуды - он решительно, смело и ласково смотрит в глаза предателю, тогда как Иуда трусит и взор его направлен мимо Христа.
Или на этих дивных ослов! Человеко-ослов! Они тоже искренне радуются рождению Христа.
Или на ангела, что явился к святой Анне через окно. Потому что как еще в дом то проникнуть?!
Или на того грешника, который за крестом прячется, ибо страшно.
По свидетельству Боккаччо, Джотто был маленького роста и имел самую заурядную, невыразительную внешность. Зато, как говорится, харизма у него было что надо! В новеллах того времени Джотто выступает как острослов и весельчак, всегда имеющий "словечко под рукой и острый ответ наготове" (Вазари).
Бытует легенда, мол, как-то во время страшной жары король сказал художнику, занятому, по обыкновению, напряженной художественной работой:
- "Будь я на твоем месте, я бы немного отдохнул".
- "И я тоже, будь я на Вашем".
Джотто и в живописи зубки показывает. Глядите на его Мадонну Оньиссанти, также известную как "Маэста" - это, кажется, единственная Дева с зубами 😁
У Джотто вообще много всего и разглядывать его, ей богу, одно удовольствие!