Найти тему

Откуда в раю взялся говорящий змей? Можно дать буквальное и символическое толкование этому эпизоду

Оглавление

Удивительной историей начинается Библия. Я имею в виду бытоописание наших прародителей Адама и Евы, первых людей, от которых пошел весь человеческий род.

Ранее я уже писал о дереве жизни, и дереве смерти (ибо сказано "смертью умрешь", когда вкусишь плодов его), находившихся посреди рая. Кстати, думаю, ко второму дереву мы еще вернемся.

А сейчас я хотел бы поразмышлять над гласом соблазняющим, подтолкнувшим Еву сделать неверный выбор.

Итак, вот этот эпизод

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
И сказал змей жене: нет, не умрете,
но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. (Быт 3: 1-6)

Буквальное толкование

Если понимать буквально, на чем настаивают мои многие знакомые, то перед нами соблазнение человека зловредным сатаной, который принял вид змеи (или вселился в змею).

Правда, не говорится что сатана вселился, но напротив сказано "змей был хитрее всех зверей полевых". То есть, как бы нам указывается на собственный ум пресмыкающегося. Ведь если речь идет о буквальном понимании, то выходит именно так. Хитрое пресмыкающееся, к тому же умеющее говорить, что уже очень странно. И тут волей неволей придется хотя бы частично отойти от буквального толкования этого загадочного эпизода. Ведь в случае буквального толкования нужно признать, что все животные умели говорить, а змей был лишь ХИТРЕЕ остальных.

Толкователи этого эпизода склоняются к мысли, что здесь имеется в виду сатана, который вселился в гадюку, и под видом змея завел разговор с Евой.

Такое понимание наводит на следующий вопрос:

Почему Бог допустил сатане оказаться в раю? Ведь каким бы ни был хитрым змей, ну, ни умнее же он Творца Вселенной, Знающего прошлое, настоящее и будущее. Бог знал, что сатана будет соблазнять Еву.

Символическое толкование

-2

Пришла такая мысль. А что, если никакого сатаны в раю не было? Не было говорящей змеи. Тогда о чем говорится в этом эпизоде? Всеведущий Бог знает не только дела но и мысли человека.

Что если нам Всеведущий Бог показал размышления Евы, соблазн, совершившийся в её сознании?

Подошла Ева к запретному дереву, вокруг которого, возможно, давно уже ходила, и на плоды которого давно уже смотрела. И размышляла в себе: а почему нельзя их есть? Плоды красивы "дерево хорошо для пищи", "приятно для глаз и вожделенно".

Почему-то дерево жизни у нее таких мыслей не вызвало. По крайней мере, о таком же интересе к нему ничего не сказано.

И вот совершает она свой выбор. И уже она а не змей уговаривает мужа своего. Дело сделано.

Выводы

Конечно, я не могу настаивать на символическом понимании данного эпизода. Мог сатана вселиться в змею? Мог. Более того, может быть эта змея на дереве постоянно сидела, чтобы не съели плод случайно. Нам не не сказано когда она туда заползла. И говорящее животное должно было насторожить человека. Не говоря уже о том, что можно было задуматься и о смысле сказанного. Ведь сатана ни много ни мало обвинил Бога во лжи.

Во всей этой истории вижу не только историю падения Адама и Евы. Это предупреждение каждому из нас. Ведь всем нам наш внутренний говорящий змей предлагает поверить сатане. Да не будет так.

Александр Смирнов

Номер Сбер: 4817 7602 9943 3015 для поддержки автора. другие контакты