Найти в Дзене

Когда ляжет первый снег. Часть 3

А папа за Гошей так и не пришёл. Ни в тот же день, когда к нему ходила тётя Варя, ни на следующий. Мальчик переживал, и всё время спрашивал женщину:

- Когда папка за мной придёт?

Но она лишь пожимала плечами.

Гоша совсем извёлся, думая, что отец и тётя Зоя уехали в Ленинград без него. Потом он с подозрением смотрел на тётю Варю: вдруг она не ходила к нему домой? А папка с ног сбился, ищет его, Гошку, по всем улицам! А он даже выйти не может! Но долго думать плохо о тёте Варе у него не получилось. Она о нём так заботилась!

Температура у мальчика не спадала ещё несколько дней. Он постоянно засыпал, а тётя Варя кормила его, поила, и ухаживала. Однажды, когда Гоша, измученный жаром, никак не мог уснуть, она присела к нему на матрас, стала поглаживать его мокрые от пота волосы и шептать слова утешения. А потом она предложила:

- А хочешь, я тебе сказку расскажу?

- Хочу, – прошептал Гоша.

- Ну слушай. Жил-был один мальчик. У него были очень хорошие родители. Но однажды в семье случилось несчастье: мама мальчика сильно заболела и умерла.

- Это как у меня?

- Как у тебя. Горевали отец и сын, горевали, пока однажды, их не околдовала злая колдунья.

- Ого!

- Вот тебе и ого! – с какой-то непонятной интонацией в голосе сказала тётя Варя. – Сначала она околдовала отца мальчика и забрала из его сердца всю любовь. И он стал очень злым, и даже жестоким. А его сыну стало очень тяжело жить.

- И это как у нас, – вздохнул Гоша.

- А потом мальчик встретил добрую фею. Она спросила его, чего тот желает больше всего на свете. Он ответил фее, что больше всего он хочет уехать далеко-далеко, туда, где никто не будет его обижать. Добрая фея кивнула, достала свою волшебную палочку, взмахнула… Ах! Мальчик не мог поверить своим глазам! Он был в большой и красивой квартире, а рядом с ним были его дедушка и бабушка.

Гоша концовки сказки уже не слышал. Он уснул. А когда проснулся, про сказку тёти Вари и не вспомнил.

Сколько дней прошло, с тех пор как тётя Варя привела его к себе? Мальчик не знал. Всё было как в тумане: он то проваливался в сон, то ему казалось, что он снова на улице, и было страшно холодно, то он просыпался и видел женщину, без устали хлопотавшую возле него. Иногда он видел, как тётя Варя, сгорбившись что-то шила. В эти моменты она особенно напоминала Гоше маму. Та тоже много шила, стараясь привести одежду мальчика в порядок.

За маленькими окошками квартирки под крышей было почти всегда темно. Тётя Варя зажигала керосиновую лампу, чтобы работать. Свет за окном был постоянно унылым и серым.

- Очень темно на улице, – как-то сказал Гоша.

- Всё изменится, когда ляжет первый снег, – ответила тётя Варя и продолжила трудиться. Смотреть на её работу можно было бесконечно: как старательно и аккуратно она работала иголкой! А руки оставались гладкими и мягкими. Ни разу она не уколола палец!

В один из дней Гоша, проснувшись, почувствовал прилив сил в теле. Он встал и отправился на поиски тёти Вари. Едва зайдя в большую комнату, он приметил небольшой деревянный сундучок с металлической крышкой.

- Красивый, – сказал он и погладил сундучок по гладкой крышке.

- Скоро он тебе понадобится, – ответила тётя Варя, не отвлекаясь от своей работы. – Как ты себя чувствуешь?

Мальчик прислушался к себе и выдал:

- Вроде лучше. А зачем мне этот сундучок?

- Ты всё узнаешь в своё время. Просто доверься мне.

Гоша сел на стул возле тёти Вари, и долго смотрел, как она работает. Он молчал, но в детской голове крутилось множество вопросов. Не выдержав, он спросил:

- А скоро – это когда?

- Когда ляжет первый снег, – ответила тётя Варя.

Только теперь Гоша понял, что эту таинственную фразу она произносит уже не первый раз. Вскочив со стула, он подлетел к окошку. Оно находилось значительно выше мальчика, поэтому он взял табурет, подтащил его и выглянул в окно. Никаких признаков приближающегося снегопада не было. Вздохнув, Гоша поставил табурет на место и снова сел рядом с тётей Варей.

Теперь он смотрел не на то, как она работает, но на неё саму. Женщина была очень красивая. Под глазами не было синяков от усталости, какие Гоша видел на лице мамы. Да и кожа у неё была какая-то… сияющая.

- Друзья у тебя есть? – спросила его тётя Варя.

- Есть. Мишка со второго этажа, а ещё Аркашка из соседнего барака… Но Мишка скоро тоже уедет, а Аркашка почти всё свободное время мамке помогает.

Тётя Варя подняла голову и тепло улыбнулась мальчику. Больше она не говорила, полностью сосредоточившись на своей работе.

- А что вы шьёте?

- Я перешиваю брюки. Они очень хорошие, будут тебе служить очень долго. И ты в них не замёрзнешь.

Тётя Варя шила до поздней ночи, а Гоша занялся хозяйством: сходил за водой, вскипятил чайник, вымыл пол. Просто сидеть без дела он не хотел. Перед сном тётя Варя помогла ему помыться, поливая его из чайника. Видимо, болезнь ещё не совсем прошла, потому что после водных процедур Гоша почувствовал себя очень уставшим и быстро уснул. Но поспать в своё удовольствие в этот раз у него не получилось.

- Гоша! Просыпайся.

С трудом разлепив глаза, мальчик с удивлением посмотрел на тётю Варю.

- Одевайся, нам пора.

- Куда?

- Скоро всё узнаешь.

Мальчик спорить не стал. Он вылез из тёплого одеяла, надел новые брюки, рубашку, которую тётя Варя успела привести в порядок, обмотался шалью, натянул поверх куртку. Хотел надеть и сандалии, но тётя Варя возмущённо цокнула и протянула ему совершенно новенькие ботинки.

- Это мне? – не поверил своим глазам Гоша.

- Тебе, тебе.

Таких красивых ботинок у него никогда не было, и он невольно залюбовался ими. Очень бережно, словно мог их повредить одним прикосновением, Гоша обулся.

- А теперь бери сундучок, и побежали. У нас осталось мало времени.

Мальчик схватил сундучок за металлическую ручку, второй рукой ухватился за руку тёти Вари, и они вышли из квартиры. На улице он остановился.

Шёл снег.

Вокруг всё было белым-бело и, казалось, что земля надела красивый и свежий наряд. Морозный воздух был приятным, каким-то вкусным. Хотелось дышать им и дышать.

- Идём же! – поторопила его тётя Варя.

Шли быстро. Фонарей на улицах их городка было мало, но снег словно освещал им дорогу. Гоша едва поспевал за тётей Варей. Да и сундучок оказался довольно тяжёлым и периодически больно бил его по ноге. Но мальчик ни разу даже не пискнул. Несколько поворотов и они оказались на вокзале.

- Мы куда-то поедем?

Тётя Варя покачала головой. Только что пришёл поезд, и она вглядывалась в лица немногочисленных пассажиров. А потом указала в сторону и произнесла:

- Это твои дедушка и бабушка. Беги к ним! – и подтолкнула мальчика вперёд.

Гоша увидел мужчину с лицом, испещрённым морщинами, а рядом стояла женщина. Они казались какими-то смутно знакомыми… Гоша видел их только на фотографии, которую мама ему много раз показывала.

- А откуда вы узнали?.. – Гоша осёкся. Тёти Вари рядом не было. Он огляделся вокруг, и нигде её не увидел. Сердце громко застучало, и он сделал шаг к людям, на которых указала его спасительница.

***

- Дедуль, ты уверен, что тебе этот сундучок нужен? – спросила Варя, заглядывая к дедушке в комнату. Она помогала ему с переездом: всей семьёй было решено забрать деда к себе. Его сын построил большой дом за городом и приезжать к пожилому отцу часто просто не получалось. А оставлять его одного никто не хотел.

- Этот сундучок, милая, самое волшебное из того, что у меня есть, – ответил Гоша. – Пусть останется. С ним связана самая странная и самая удивительная история в моей жизни!

- Что за история? Дедуль, а расскажи, пожалуйста!

Гоша вздохнул, закрыл глаза и словно снова очутился в том дне, когда одна добрая фея спасла его от смерти. Медленно, подбирая слова и не вдаваясь в подробности, он рассказал старшей внучке свою историю.

- А ты точно ничего не придумал? – спросила Варя, недоверчиво подняв бровь.

- Совершенно точно. Это самая правдивая сказка на свете.

- А меня Варей назвали в честь той самой тёти Вари?

- Да, – ответил Гоша. – Твоему отцу я никогда этой истории не рассказывал, но перед твоим рождением попросил: если будет девочка, назовите Варей. А объяснил свою просьбу просто: имя связано с очень важной женщиной в моей жизни. У меня-то дочки не родилось. Сашка спорить не стал, назвал тебя Варенькой.

- А кто она, эта тётя Варя?

- Понятия не имею.

В дверь позвонили. Это Сашка приехал с женой Олей и двумя младшими детьми – Танюшей и Егоркой. А с их появлением дом наполнился суетой, и Варя больше вопросов не задавала.

Вечером, когда большая часть вещей была уложена, а его родные решили остаться ночевать у деда и уже мирно посапывали на диванах да раскладушке, Гоша сидел в кресле и смотрел в окно. Там шёл снег. Первый снег этой осенью.

Он смотрел, как снежинки медленно опускаются на землю, и вспоминал, как подошёл к бабушке с дедушкой и как они недоверчиво на него посмотрели. Потом, взяв его за руку, они отправились к отцу, но застали его дома в ужасном состоянии. Папка был абсолютно пьян и спал прямо на полу кухни.

- Дождёмся, когда проснётся? – спросила бабушка.

Гоша сжался. После попойки отец просыпался раздражительным и мрачным. А ещё у него болела голова, из-за чего он мог и ударить, если лезть к нему с какими-нибудь вопросами.

- А что за сундучок у тебя, внучек? – спросил дедушка.

Мальчик растерянно посмотрел на него, откинул крышку, и все увидели мамины письма, немногочисленные фотографии, и даже свидетельство о рождении Гоши! Сомнений в том, что перед ними именно их внук, у дедушки с бабушкой больше не было. Взяв его за руки, они поспешили обратно на вокзал.

Отец прожил недолгую жизнь. Когда Гоше исполнилось четырнадцать лет, от тёти Зои пришла телеграмма с известием о его смерти. Бабушка болела, а Гоша с дедушкой быстро собрались и отправились в путь. И дедушка, и бабушка знали про тётю Варю, а потому было решено, после похорон зайти к доброй самаритянке и поблагодарить её за помощь.

И вот здесь история превратилась в сказку. В доме, где жил Гоша с тётей Варей, о ней даже не слышали. А за знакомой дверью его квартирки оказался чердак, набитый скарбом всех жильцов дома. Гоша всё же прошёл внутрь, дошёл до чуланчика и вздохнул: матраса не было, стояли только тюки с каким-то барахлом.

- Ты уверен, что это именно тот дом?

- Да, – кивнул Гоша. – И дверь та же, и окошки. И даже эти тюки здесь стояли. А ещё…

Он наклонился и поднял с пола сандалии. Те самые, в которых мальчик когда-то очутился в этой квартире.

***

Вздохнув, пожилой Гоша встал, принял успокоительное, а потом вернулся в кресло. Спустя годы он так и не понял, кто такая тётя Варя, откуда она узнала о приезде дедушки и бабушки, и почему она помогла именно ему. В те годы на улицах было полным-полно беспризорных детей!

Иногда Гоша думал, что он умер в тот день, когда отец выставил его из дому. И вся его жизнь – это лишь его последний, тяжёлый предсмертный сон. Он закрывал глаза и словно со стороны видел маленького мальчика в несуразно большой кепке, прислонившегося к стене дома. Его щуплое тело уже окоченело, запечатав на лице блаженную улыбку, вызванную чудесным сном. А потом пошёл снег, заботливо укрыв его от всех печалей и горестей.

Конец!

Если вам нравятся мои рассказы, вы можете поддержать (или поблагодарить) меня донатом на карту 5599 0020 0897 2392 (Юмоней).