Поговорка звучит так: заставь дурака Богу молиться, он лоб себе расшибёт.
Вообще, введение единых учебников и рабочих программ - довольно интересная тема. Спорят о ней все, кому не лень. Каждый приводит свои аргументы "за" или "против". Я приведу пару аргументов "за".
Начну с того, о чём все и так знают, и даже уже не всегда молчат: если на учебнике написано "соответствует ФГОС", это скорее следует читать так "мы попытались подогнать формат учебника под то, как поняли ФГОС, чтобы повысить продажи".
Введение новых единых учебников, которые не "как бы", а реально соответствуют ФГОС, приведёт к очень любопытным результатам. И они выразятся в спаде среднего балла и процента сдаваемости ОГЭ (через 9 лет). [Можно подумать, есть куда падать.]
И это понятно, почему. ФГОС основан на настоящем обучении, а не на псевдообучении. И в новых учебниках вряд ли будет много того, к чему привыкли учителя: примеров, каков и прочей петерсонщины. (А если будет, я расстроюсь.) Соответственно, и учить по этим учебникам не смогут.
И что делать? Подстроиться под тех учителей, которые не хотят и не могут понять ФГОС (не говорю о том, чтобы использовать - хотя бы просто понять)? Вернуть ихнюю любимую петерсониху? (В данном случае - именно "ихнюю")
Но это же смешно, это же путь в никуда!
Не для этого с таким трудом и вложениями создавали ЕГЭ. Точно не для этого.
"Горбатого могила исправит"
К огромному сожалению, псевдошкола лежит так глубоко в сознании людей (особенно - учителей), что просто переучить учителей вряд ли получится. Это концептуально другой подход, требующий ассемблерного мышления.
Однако есть некоторый процент учителей в школах, которые как раз и обладает нужными качествами. Они либо готовы переучиваться, либо сами кого хочешь переучить смогут - у них уже есть рабочая версия того стиля обучения, который нужен по ФГОС.
Двадцать лет работает ЕГЭ. Так или иначе, под него учителя подстраиваются. Многим уже видно, что старый подход к обучению перестал работать, его не хватает, чтобы набрать даже минимум на ЕГЭ.
Сейчас будут нормальные учебники. Учителям придётся подстраиваться и под них. И ещё больше будет тех, кто увидит всю несостоятельность старого и необходимость нового. Опять будет массовое бегство учителей из школ, правда, оно будет не так очевидно, как недавнее, связанное с небольшой, но критичной модернизацией экзамена по математике.
С этой точки зрения, бегство учителей из школ даже полезно - меньше останется тех, кто будет тянуть назад. В данной ситуации никак не учить лучше, чем учить неправильно. А кто будет готов переучиваться, для тех будут разработаны курсы (подозреваю, они уже разработаны, просто не запущены ещё).
Кстати, о курсах. Обратили внимание, что лет 10 назад курсы во всяких шарашках типа домов учителёв в основном сводились к формализму, а теперь что-то даже делать заставляют? Это "жжж" неспроста.