Найти в Дзене
Аутизм и школа

Вместо тысячи слов, или удивительно эффективный метод воспитания.

Говорят, что лучший способ воспитания - это личный пример. Ага. Расскажите это родителям аутистов. Про личный пример. Дети их в упор не видят, а тут надо посмотреть, понять, что делает родитель, да ещё и повторить зачем-то. Короче, вся эта болтовня про пример хороша, наверное, но не с аутистами, думала я годами. А потом, а потом суп с котом, всё изменилось. И да, оказалось, что Гриша всё же почему-то как раз повторяет за родителями самое основное, фундаментальное. Типа отношения к людям, юмора, вежливости. Всё это тонкие нюансы, которые прям сложно привить. Но когда видишь это в детях, то думаешь, что, наверное, это от родителей. Не факт. Но я сейчас о другом. Об использовании личного примера целенаправленно. Сразу уточню, ниже описанный способ может сработать только с не совсем тяжёлым ребёнком и умеющим учиться. С Гришей даже годичной давности это бы не сработало, никак. Ну и, как мне кажется, этот метод точно подойдёт детям без проблем с психикой. Итак. Поехали. Так получает

Говорят, что лучший способ воспитания - это личный пример.

Ага. Расскажите это родителям аутистов. Про личный пример. Дети их в упор не видят, а тут надо посмотреть, понять, что делает родитель, да ещё и повторить зачем-то.

Короче, вся эта болтовня про пример хороша, наверное, но не с аутистами, думала я годами.

А потом, а потом суп с котом, всё изменилось. И да, оказалось, что Гриша всё же почему-то как раз повторяет за родителями самое основное, фундаментальное. Типа отношения к людям, юмора, вежливости. Всё это тонкие нюансы, которые прям сложно привить. Но когда видишь это в детях, то думаешь, что, наверное, это от родителей. Не факт.

Но я сейчас о другом.

Об использовании личного примера целенаправленно.

Сразу уточню, ниже описанный способ может сработать только с не совсем тяжёлым ребёнком и умеющим учиться. С Гришей даже годичной давности это бы не сработало, никак.
Ну и, как мне кажется, этот метод точно подойдёт детям без проблем с психикой.

Итак. Поехали.

Так получается, что ребёнок, особенно тяжёлый аутичный, живёт среди взрослых. Да, с детьми он почти не контактирует в силу того, что и сам не может и не ясно, как это вообще организовать.

И вот что видит ребёнок? Даже дисциплинированный, обучаемый. Что он видит вокруг? Каких людей? Взрослых. А какие это люди относительно него?

Отвечаю. Эти люди лучше ребёнка во всём.

Хм...

Я не думала об этом, пока не открыла то, что сейчас и опишу.

Но для начала раскрою мысль.

Ребёнок растёт, учится. И в семье он хуже всех... Да, мы говорим, что это иерархия, что ему надо учиться и, когда он вырастет, то.

Плюс его, конечно, любят, учат. А если ребёнку повезло, то родители адекватные.

Но всё равно, вот его учат писАть, а мама уже умеет. Читать мама умеет. Да всё мама умеет. Или, если новая игра, все вместе её осваивают, а взрослые быстрее ребёнка всё понимают... И вот что думает ребёнок? Хочу быть как папа-мама? Да. Но тут такая пропасть... Это надо ещё расти и расти. Чтобы быть как мама-папа.

При этом родители всё время учат... И чаще словами. Типа "не сдавайся, повтори, не бросай, ещё раз". И невольно подумаешь "хорошо им, у них всё легко получается"...

Но это я адекватных родителей описала. А есть ещё такие. Сами не умеют, научить не могут (тоже не умеют), при этом грамотно вешают лапшу на уши, типа, когда я был как ты, я умел садиться на шпагат, а сейчас мне не надо, а вот тебе надо, садись... И так далее. На все темы.

И я и этих родителей понимаю. Время, силы. Где их брать на всё? Негде. И поэтому воспитание в основном словами... Дети в саду-школе, родители на работе. Встреча утром и вечером. На пару часиков, в лучшем случае. И потом родителям же и предъявляют, а что это вы, уважаемые, не воспитываете?

Я всегда хочу спросить:

- КОГДА?????????????????????????????????

Когда родителям воспитывать детей?

За завтраком? Или в процессе выполнения уроков в ночи? КОГДА?

---

Но это так.

---

Переходим к главному.

Я случайно открыла удивительный метод воспитания без слов.

Называется:

Освой что-нибудь очень сложное для себя с ребёнком вместе.

На его глазах.

Объясняю. Весной мы повесили турник. Это для спины Гришиной. Висеть ему порекомендовали. И вот мы висели по чуть-чуть. По очереди. Личный пример, всё такое. Но первые месяцы мы реально висели по чуть-чуть. А потом я заболела, висеть перестали вовсе. Потом мне стало лучше. Опять начали висеть по чуть-чуть. Но тут я уже решила увеличивать время. И стало тяжело.

МНЕ!

То есть я вишу из последних сил, Гриша держит таймер, смотрит на меня. Я вишу, у меня пальцы соскальзывают с перекладины, я падаю, ругаюсь, ною... У меня иногда сводит плечо. Я иногда явно не хочу этой фигнёй страдать. Опять вишу. Пот стекает. Вишу. Не выдерживаю, падаю. Опять ною, но опять вишу...

Гриша всё то же самое проделывает в очередь со мной))

Но однажды, когда я смотрела на таймер и молилась удержаться на кончиках пальцев, а Гриша спросил: - Тяжело? - я вдруг поняла... что вообще-то вот оно - воспитание.

Мама впервые в жизни предстала перед Гришей, как равная. С искорёженным от напряжения лицом. И с лицом, которое уже не может прям улыбаться и говорить: - Всё хорошо, ещё чуть чуть, Гриша.

АГА, теперь себе, мамочка, скажи "ещё чуть-чуть"!

И... я говорила себе, висящей на турнике "ещё чуть-чуть, Света, осталось 5 секунд, ты сможешь, ну, 4, 3, ещё чуть-чуть, 2, аааааа, палец, 1 - 0".

И всё это мог наблюдать Гриша, мой сын, которого я всё время чему-то учила до этого годами. Но который никогда не видел открыто, как я, его учитель, преодолеваю сложности. Ибо у взрослых это всё же внутри происходит. А тут всё оказалось снаружи.

И потом, наблюдая за тем, как Гриша делал то же самое, держался кончиками пальцев за турник, как он не сдавался, я поняла, что вот он ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР. Не на словах, мол, смотри, как я делаю и делай как я.

Ха. У взрослых всё лучше детей получается. А ты рискни и выйди на тропу общих достижений с ребёнком. Попробуй проигрывать на глазах ребёнка. И попробуй самим собой показать, как делать это надо (не орать, не рыдать, анализировать, продумывать новый план и действовать, или орать, рыдать, но собираться, анализировать, продумывать новый план и действовать) и делай это на его глазах.

Вот это я понимаю... пример.

---

Сразу скажу, это не для слабонервных. Потому что лично я несколько раз орала на Гришу, когда оказывалось, что он не включил таймер, а я провисела до фига. Ещё я орала на него, когда мы не таймер использовали, а считали друг другу. Я вишу, он считает. Ага... Вот тут я прям научила делать его это быстро и чётко)))) Ибо висеть под невнятный медленный счёт мне было очень сложно.

Но, если вы честны со своим ребёнком, и ваши ценности не мыльный пузырь, типа ребёнку говорю "будь храбрым", а сама в кусты от жизни прячусь, то вы справитесь.

И, я думаю, это лучший способ передать или показать ребёнку ваш подход к жизни, к решению проблем. Вот, на примитивном висе на турнике с увеличением времени видно, кто вы и что вы такое. И любой, способный мыслить, человек, это увидит.

---

Конечно, турник - это не обязательно. Можно вместе что-то и другое осваивать. Но важно, это должно быть одинаково сложно для вас обоих.

При этом посильно.

Ну и не надо выбирать то, что у ребёнка лучше вас получается, типа компьютерные игры, если играет. Он будет сильно лучше вас, это не верно. Вам обоим должно быть одинаково тяжело в процессе. В этом суть.

Уточню про вис. Я не очень сильный и точно не спортивный человек. Гибкий, но не сильный. А подтягиваться и отжиматься я не могла даже в лучшие своей форме. Поэтому висеть мне в начале было так же тяжело как и Грише. Но по наблюдениям я всё же улучшалась быстрее, чем он. И поэтому и время своё увеличивала быстрее. Это я к тому, что, если вдруг кто-то решит отжиматься или подтягиваться, то вполне можно делать это разное количество раз с ребёнком. Суть, мне кажется, всё равно сохранится. Ну и, конечно, думаю всем мозгов хватит не педалировать на то, что вот, я, дяденька-тётенька 35 лет, подтягиваюсь 10 раз, а ты всего лишь 3. Тут важно, что вы растёте вместе. Да, один на 10, другой на 3. Но суть - рост.

Итак.
Лучший способ воспитания - личный пример?
Да, но лучший способ воспитания - дать возможность ребёнку увидеть своими глазами, как именно вы преодолеваете трудности и осваиваете что-то новое, как вы выходите из сложных ситуаций. Как Вы радуетесь за себя, за него. Как вы огорчаетесь. Как именно Вы это делаете. Не на словах, а в реальности.
Можно вот на турнике повисеть вместе. При условии, что вы не спортсмен.

Удачи вам, дорогие мои читатели.

П.С. Уже есть вещи, которые Гриша может и знает лучше меня. Я признаю это и честно говорю, что не знаю. Считаю, что не знать - можно. Нельзя делать вид, что знаешь, когда не знаешь))) А ещё, на мой взгляд, нельзя говорить ребёнку, что я и знать эту твою ерунду не хочу... мне это не надо. Ибо... придёт день... когда и он вашу ерунду тоже знать не захочет) Личный пример, всё такое.

---

Этим открытием я решила поделиться именно в этот день, 1 января.

С наступившим вас, мои дорогие читатели!

Здоровья вам, счастья, мужества, спокойствия, смелости, радости.

Будьте, живите, любите!

Обнимаю.

Спасибо вам за всё.