Цифры действительно радуют. В Петербурге, например, пассажиропоток межрегиональных речных круизов в этом сезоне по сравнению с прошлым вырос на 31 % — в общей сложности наш город обслужил почти 157 тысяч круизных туристов. Да и в целом по стране объем речного круизного туризма вырос примерно так же: по экспертным оценкам, он превысил 350 тысяч пассажиров и оказался только на 15 – 20 % ниже допандемийного уровня. Причем в следующем году есть все основания для того, чтобы показатель 2019‑го — более чем 400 тысяч круизных туристов — был превзойден. Даже несмотря на полное отсутствие среди путешественников иностранцев, на которых раньше приходилось до 40 % пассажиропотока. Ведь если считать по числу отправившихся в речные круизы россиян, то в этом году их количество оказалось больше, чем в доковидном 2019‑м. #INJECT_1# Специалисты уверены: одна из самых важных причин здесь — активный приток в круизную отрасль новичков, который начался еще три года назад. «Значительная часть пассажиров круизов в нынешнем году впервые решили попробовать этот туристический продукт, — считает Андрей Михайловский, генеральный директор круизного центра. — Во многом это определило и их выбор — зачастую такие туристы предпочитают «брать на пробу» короткие круизы, для того чтобы понять, насколько хорош данный вид отдыха». Согласна с выводом коллеги и директор по развитию известной круизной компании Светлана Гончарова. По ее мнению, желание попробовать круизный отдых привело к тому, что спрос на короткие (до пяти дней) речные круизы в навигацию значительно возрос. «Самыми популярными в текущем году были рейсы продолжительностью до пяти дней и недельные круизы по Волге», — отмечает она. А в случае Петербурга акцент приходится на речные путешествия продолжительностью 3 – 5 дней — чаще всего местные туристы предпочитают круизные маршруты по Ладожскому и Онежскому озерам, а также к Белому морю. Ведь Валаам, Кижи, Коневец и другие расположенные в этой зоне точки интереса традиционно пользуются наибольшей популярностью у петербуржцев. Как полагают эксперты, несколько сместились в навигацию 2022 года и акценты путешественников в предпочтениях уровня комфорта на лайнерах. «Поскольку в круизы сейчас отправляются немало тех, кто раньше отдыхал за рубежом, их требования к качеству размещения и уровню сервиса выше, — говорит Андрей Михайловский. — Поэтому новых туристов зачастую интересуют только модернизированные теплоходы, которые прошли реновацию». С другой стороны, рост интереса к более коротким круизам говорит и о том, что такой вид отдыха пользуется все большим спросом у тех, кто не может позволить себе длительное путешествие по финансовым причинам. В результате в навигацию нынешнего года успешно загружались пассажирами как высококлассные лайнеры (такие, например, как новейший теплоход «Мустай Карим»), так и скромные по уровню комфорта суда, спущенные на воду 40 – 50 лет назад и еще не прошедшие реновацию. Правда, доковидных показателей загрузки пока достичь все же не удалось. И, по сведениям перевозчиков, в навигации 2022 года у одной из ведущих компаний было задействовано 19 из 26 круизных судов, другая использовала 11 из 14, а третья — 5 из 11. Однако высокий спрос на более короткие речные путешествия и приток новичков сделали свое дело: теплоходы по ходу сезона оказались загружены пассажирами не менее чем на 80 %. И получилось «лучше меньше, да лучше». Еще один признак перемен — рост интереса к региональным круизам. Если раньше в основном люди предпочитали речные путешествия между Москвой и Петербургом и короткие туры возле столиц, теперь явно прослеживается рост спроса на туры из разных городов Волги и в иных регионах. Так, круизные операторы отмечают рост интереса к турам из Уфы, Самары, Казани и Волгограда. В результате одна из компаний, к примеру, в следующем году намерена организовать из Уфы уже четыре круиза. Растет спрос и на речные путешествия в Сибири — есть явный интерес туристов к экспедиционным круизам по Енисею и Байкалу. Компании идут навстречу желаниям клиентов — в навигацию 2023 года в круизы из Волгограда, Перми или Ярославля отправятся теплоходы премиум-класса (такие, как «Василий Суриков» и др.), ранее ориентировавшиеся на обслуживание иностранцев. Кроме притока «новых» пассажиров дополнительными факторами привлечения туристов стали хорошая погода в большинстве регионов страны и акция по возврату части стоимости тура. Последний по времени осенний кешбэк, в частности, как считают эксперты из компаний — организаторов круизных путешествий, увеличил количество бронирований примерно на 30 %. Причем именно возможность купить тур по реке со скидкой 20 % приводила в отрасль большое количество новичков. Что касается цены удовольствия, то в навигацию 2022 года круизным компаниям благодаря гибкой ценовой политике удалось удержать стоимость путешествий примерно на уровне 2021‑го. И цена речного круиза в текущем году в зависимости от уровня комфорта и класса лайнера колебалась в пределах 5 – 10 тыс. рублей на человека в сутки. При этом стоимость в экономе составляла 5,5 – 6 тыс., в сегменте «Премиум» — 7,5 – 8 тыс., а в сегменте «Люкс» доходила до 12,5 тыс. рублей. Немало. Однако, если сравнивать с наземным зарубежным отдыхом, это все же заметно меньше. А если учесть, что в рамках акции раннего бронирования (а она уже фактически началась) скидка составляет 5 – 10 %, можно и сэкономить. Поскольку в этой отрасли принято заказывать туры заранее, уже сейчас круизы 2023 года забронированы примерно на 25 %. Как правило, в первую очередь раскупают дефицит — самые популярные и редкие туры. Причем в нынешнем году активно бронируют и короткие круизы, которые в прежние времена загружались в лучшем случае после новогодних праздников. В связи с чем специалисты уверены: в 2023‑м пассажиров на палубах российских речных круизных лайнеров станет еще на 15 – 20 % больше. И одна из компаний, например, планирует обслужить 138 тыс. туристов (на 14 % больше, чем в 2022‑м), задействовав для этого весь флот из 26 судов. Из тех новинок, что могут быть особенно интересны петербуржцам, можно назвать круиз на теплоходе «Мустай Карим»: впервые за несколько лет эксплуатации новый лайнер пройдет по Финскому заливу и совершит заход в Выборг. А другая компания организует уникальное путешествие по Оби и Иртышу в рамках круиза «От тайги до Полярного круга», во время которого можно и увидеть большое число достопримечательностей, и в полной мере насладиться прелестями северной природы. Если все сложится, то в навигацию 2023 года появится также возможность отправиться в круиз на новом лайнере «Петр Великий», строительство которого близится к завершению. Впрочем, пока загадывать на следующий сезон все же рановато. Остается только надеяться, что навигация 2023‑го будет для отечественного речного круизного туризма еще более удачной.
По воде пошли новички. Пассажиропоток речной круизной навигации вырос на 30%
18 ноября 202218 ноя 2022
33
5 мин