Обычно на этот вопрос можно встретить два типовых ответа:
1. Личным примером. В доме должны быть книги, и взрослые должны сами их читать (а не только детям).
2. С помощью "моды": в классе увлеклись какой-то книгой, или писателем, или книжной "серией", и ребёнок не хочет отставать, хочет "быть в курсе".
А ещё? (Если мы какой-то важный способ забыли или не знаем о нём, подскажите, пожалуйста). А ещё – нужно и можно сделать так, чтобы ребёнку стало интересно читать. Это задача непростая, но выполнимая.
Мы часто ворчим – "нынешние дети ничего не читают", "у них одни гаджеты на уме".
Однажды мне посчастливилось говорить с Владиславом Петровичем Крапивиным. Первое, о чём я его спросил, было: "Вы занимаетесь с детьми больше полувека, сильно они за это время изменились?" И знаете, что он ответил? Угадайте...
"Да совсем не изменились они!"
Вот именно. Дети всегда, во все времена, рождаются светлыми, чистыми, любознательными, открытыми миру... И начинают стремительно впитывать то, что видят вокруг. А видят они, в основном и в первую очередь, нас с вами.
Можно ли заинтересовать детей не тем, что им навязывает инертная социальная среда? Свой способ мы открыли случайно – и всегда им со всеми желающими делимся.
Спрашивать в лоб "Что тебе интересно?" бесполезно. (Отвечая на такой вопрос, человек неизбежно делает разные "поправки на...".) И мы придумали "ход конём". Предложили родителям присылать нам забавные и каверзные вопросы, которые задают им дети. Например: "Мама, зачем ты училась в институте, если всё равно не работаешь, а с нами дома сидишь?"
(Из этого вопроса родилась статья "Для чего человеку ум, если от него разбогатеешь" в сентябрьском номере "Лучика" за прошлый год.)
Или вот: "Почему надо обязательно ходить в школу и там со всеми дружить?" (Два года думали, прежде чем ответить.)
В общем, родители засыпали нас вопросами своих детей. Сколько всего вселенных? Как устроена бесконечность? Кто был раньше – Бог или динозавры? Чем шедевр отличается от обычной картины? Почему у Мальвины волосы голубые? Почему так бывает – мама ещё не сказала, а я уже поняла? И так далее.
Из ответов на эти вопросы и родился наш журнал, про который многие родители говорят: "Ребёнок не читал, а после "Лучика" начал читать".
Вот, например, это письмо мы получили сегодня утром:
(Вдохновившись им, я и написал эту заметку.)
Отвечаем на "детские вопросы" мы всегда всерьёз, в чём вы могли убедиться. Вот два очередных ответа, которые будут напечатаны в будущем январском номере – первом за 2023 год:
Конечно, на иной философский вопрос нельзя ответить "исчерпывающе", но ребёнку это и не нужно. Ему часто просто хочется об этом поговорить. Ведь очень важно – когда есть с кем поговорить о том, о чём хочется...
Одно "но". Как анальгин, "Лучик" не работает. Нельзя просто "оплатить", дать в руки ребёнку – "держи" – и ждать результата. Читать нужно вместе. Делиться впечатлениями (иногда – сомнениями и критикой, мы не совершенны и знаем это), обсуждать, помогать выполнять задания. Об этом даже на обложке написано:
...Но, если вы уже и так читаете этот канал, и даже дочитали заметку аж до этого места, вам это будет нетрудно :) А когда у взрослого есть повод поговорить с ребёнком на "отвлечённые" темы (не про учёбу, еду и здоровье) это ведь вообще прекрасно...
Если мы такие поводы иногда даём, ну, это будет просто счастьем для нас тогда – об этом узнать. Будем очень рады, если вы про такие случаи напишете. И вообще, если напишете, читаете ли журнал, что вам в нём интересно, что неинтересно, что понятно, что непонятно, и чего подложить побольше, а чего можно убавить. :)
Спасибо!
Подписаться на бумажный "Лучик" можно на сайте Почты России. Подписаться на электронную копию журнала можно здесь (заполняя форму редакционной подписки, в строке "Версия журнала" выберите опцию "Электронная версия журнала").
Можно купить журнал на Wildberries.
А просто полистать, чтобы узнать, за что его хвалят и ругают, можно здесь.