18 ноября 1917 г. на Поместном соборе Русской Церкви был избран Патриарх Тихон. Промыслом Божиим у России был отобран Царь, но дан Патриарх, ведь до этого более 200 лет после смерти Патриарха Адриана первосвятителя более не избирались и по инициативе Петра I Церковью управлял Синод (собрание архиереев) под управлением обер-прокурора,который был человеком мирским.
Только-только совершилась Октябрьская революция, началось установление советской власти. В январе 1918 г. большевики разогнали Учредительное собрание, на котором должен был быть выбран строй и форма правления России, фактически захватив власть. Эсеры, меньшивики и представители других партий остались не удел и начали борьбу.
На этом фоне Патриарх Тихон был единственным по-настоящему народным избранником, поскольку Поместный Собор 1917 г. был очень многочисленным представлял всю полноту Церкви и на нем присутствовали даже миряне (без права голоса).
Разумеется, большевикам деятельность Собора и Патриарх Тихон, имевший у народа непререкаемый авторитет, были ненавистны, и практически сразу они начали борьбу со Святейшим.
Из 7 с небольшим лет патриаршества Тихон более половины провел под арестом.
Ни красных, ни белых
19 января 1918 г. Святейший Тихон выпустил послание, известное как анафема советской власти. По сути оно таковым не являлось. Патриарх всего лишь призывал прекратить безумное кровопролитие, разрушение, сопровождавшее установление советской власти. Призывал христиан не участвовать в этом. Ведь, действительно, без поддержки людей такое буйство организовать было невозможно!
Патриарх Тихон сразу отмежевался и от красных и от белых, хотя ему предлагали духовно окормлять Белое движение. Этому же он учил епископов и священников: братоубийственная война не может получить благословения.
Но, видимо, поскольку Церковь и религия согласно основателю коммунизма К. Марксу должна быть уничтожена вообще, на святителя Тихона началась травля, продолжавшаяся до его смерти 7 апреля 1925 г.
Покаяние - лучшее лекарство
В следующих посланиях в 1918 г. святитель Тихон анафематствует (то есть отлучает от Причастия до принесения покаяния) тех, кто отбирает чужое имущество, клевещет, участвует в неправедном суде и тем более, в кровавых разборках.
Верующих Патриарх призывает только к покаянию! Оно одно способно преклонить милость Божию и прекратить гражданскую войну.
Святейшего обвиняют в контрреволюционной деятельности, хотя он нигде и никогда не призывал к свержению большевиков и не называл их одних виновниками гражданской войны! Он понимал, что большевики - бич Божий для отступившего от Бога народа!
Не мимо идут эти ужасы и нас, служителей Церкви Христовой, и много уже архипастырей и пастырей и просто клириков сделались жертвами кровавой политической борьбы. И всё это, за весьма, быть может, немногими исключениями, только потому, что мы, служители и глашатаи Христовой истины, подпали под подозрение у носителей современной власти в скрытой контрреволюции, направленной якобы к ниспровержению советского строя. Но мы с решительностью заявляем, что такие подозрения несправедливы: установление той или иной формы правления не дело Церкви, а самого народа. Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение.
Говорят, что Церковь готова будто бы благословить иностранное вмешательство в нашу разруху, что она намерена звать «варягов» прийти на помощь нам наладить наши дела... Обвинение голословное, неосновательное: мы убеждены, что никакое иноземное вмешательство да и вообще никто и ничто не спасет Россию от нестроения и разрухи, пока Правосудный Господь не преложит гнева Своего на милосердие, пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв своих, а чрез то не «возродится духовно в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины» (Еф. 4:24).
В 1919-1920 гг. последовала компания по вскрытию мощей святых, которую святитель Тихон, конечно же, требовал прекратить. За это его отправили под домашний арест.
Летом 1921 г , когда начался голод в Поволжье, Патриарх обратился за помощью к Римскому папе, архиепископу Кентерберийского и т.п. о помощи. Она была получена. Кроме того, помощь собирали в храмах по всей стране. 19 февраля 1922 г. Святейший выступил с посланием, в котором призывал отдать практически все церковное добро, " в объеме вещей, не имеющих богослужебного употребления".
Однако, уже 23 февраля 1922 г. по инициативе Л. Д. Троцкого был опубликован декрет о изъятии церковных ценностей. Изымали без разбора, убивая, калеча и грабя свой народ!
К маю 1922 г. большевикам стало ясно, что несметных сокровищ у Церкви нет, а от ограбления Церкви они собрали лишь одну тысячную того, что планировали...
Самое гадкое было то, что ответственность за погромы храмов возложили... на саму Церковь, якобы верующие сопротивлялись властям!
Волки в овечьих шкурах страшнее оборотней в погонах
К этому времени ГПУ уже слепило обновленческий раскол. К Патриарху Тихону подослали трёх обновленческих епископов, которые уговаривали его оставить престол. Он отказался. В ответ на это последовал заточение его в Донском монастыре.
Церковь поливали грязью в газетах ежедневно. Был расстрелян митрополит Вениамин Петроградский... Храмы по всей России занимали обновленцы. Лжецерковь становилась коммунистической. Так, в моем родном Смоленске, захватив Успенский собор, обновленцы продержались до 1943 г.!
Патриарха Тихона не расстреляли возможно лишь потому, что он был всемирно известный пастырь, за его судьбой следили за границей.
Я советской власти больше не враг
Летом 1923 г. Патриарха Тихона освободили. Условием освобождения стало его " покаянное письмо". Вы можете ознакомиться с полным текстом письма, где особенно видны не присущие святителю понятия и речевые обороты. Нетрудно догадаться, что в этом послании больше труда сотрудников ГПУ...
"Я, конечно, не выдавал себя за такого поклонника советской власти, каким объявляют себя церковные обновленцы, возглавляемые нынешним Высшим Церковным Советом, но зато я и далеко не такой враг ее, каким они меня выставляют. Если я в первые годы существования советской власти допускал иногда резкие выпады против нее, то делал это вследствие своего воспитания и господствовавшей на бывшем тогда Соборе ориентации. Но со временем многое у нас стало изменяться и выясняться, и теперь, например, приходится просить советскую власть выступить на защиту обижаемых русских православных в Холмщине и Гродненщине, где поляки закрывают православные церкви. Я, впрочем, еще в начале 1919 года старался отмежевать Церковь от царизма и интервенций, а в сентябре того же 1919 года выпустил к архипастырям и пастырям воззвание о невмешательстве Церкви в политику и о повиновении распоряжениям советской власти, буде они не противны вере и благочестию".
Дело в том, что святитель Тихон не был врагом советской власти и до этого. Более того, ни в одном послании он не называл виноватыми прямо большевиков. Он просил прекратить убийства, грабеж, святотатство, клевету, Но НИКОГДА не призывал к свержению власти Советов и восстановлению монархии, считая, что это не дело Церкви.
Однако, именно это письмо по мысли ГПУ должно было пошатнуть авторитет Патриарха в народе. Не получилось! Его встречали переполненные храмы и улицы. Народ верил Патриарху Тихону, потому что чувствовал его святость, а клевета летела мимо.
Святейший Тихон явил удивительный пример пастыря, который ни уклонился ни направо, ни налево в отношении власти. И в годы безумия Гражданской войны он один оставался последней скрепой общества. Проститься с Патриархом Тихоном, умершим 7 апреля 1925 г. пришло более миллиона человек...