Майя Плисецкая была великой артисткой. Ее боготворили все: от мировых политиков до обычных граждан. Она была остра на язык и элегантна в одежде! Недаром же ею восхищались мировые дизайнеры, а о дружбе с Ивом Сен-Лораном ходили целые легенды.
Больше 40 лет Майя Плисецкая была солисткой Большого театра. За это время она объехала полмира с гастролями, сама ставила спектакли и участвовала в постановках зарубежных хореографов, а ее роли навсегда вошли в историю мирового балетного искусства.
История успеха Майи Плисецкой
"Я и впрямь была артистична"
Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье дипломата и актрисы немого кино. Благодаря стараниям матери у девочки с ранних лет сформировалось трепетное отношение к искусству: когда малышке было всего 5, родители впервые привели ее на балет. Возможно, яркие впечатления от увиденного уже тогда оказали влияние на будущую жизнь Плисецкой.
В 1932 году отца Майи, Михаила Плисецкого, перевели работать в норвежский город Баренцбург, где будущая балерина впервые станцевала на сцене в любительской оперной постановке «Русалка». Как позднее вспоминала Майя в своей книге «Я, Майя Плисецкая» (небольшие цитаты из нее стали заголовками для подглав в материале), эту совсем крошечную роль ей удалось сыграть с размахом, а балет с тех пор навсегда поселился в ее сердце.
В 1934 году Плисецкие вернулись в Москву (отцу дали краткосрочный отпуск), где и сбылась первая балетная мечта Майи — она поступила в Московское хореографическое училище - класс тогда набирала солистка Большого театра Евгения Долинская. К сожалению, обучение прервалось, когда семья вернулась в Норвегию. Но уже весной 1935-го Москва снова открыла двери для Майи и ее семьи. Было принято решение о возобновлении уроков балета в хореографическом училище, на этот раз под руководством бывшей солистки Мариинского театра Елизаветы Гердт, которая на долгие годы стала главной наставницей Майи.
"А разве люди уже придумали подходящий час для арестов?"
Привычную жизнь семьи Плисецких перевернул 1937-й: репрессии лишили Майю семьи. Сначала арестовали и расстреляли отца, а затем отправили в ссылку мать. Суламифь Мессерер, балерина и родная сестра Рахиль Мессерер-Плисецкой, удочерила Майю.
Первая большая партия, "Умирающий лебедь", случилась на одном из музыкальных вечеров в казахстанском городе Чимкент, куда 14-летняя Майя приехала, чтобы навестить мать. Затем, в 1941-м, юная балерина исполнила "Экспромт" Петра Чайковского на выпускном вечере училища — публика ей рукоплескала.
А на следующий день началась Великая Отечественная.
"Каждый прыжок сопровождался крещендо аплодисментов"
Плисецких (мать Майи к этому времени уже реабилитировали) эвакуировали в Свердловск, а коллектив Большого расформировали и отправили в другие города. Балетный путь Майи встал на паузу: в Свердловске не было подготовленных педагогов и подходящих постановок. На помощь тогда пришла тетя, Суламифь Мессерер, которая, несмотря на военное время, приехала в эвакуацию к сестре и племянницей с четкой целью: поставить на сцене местного театра "Лебединое озеро". Случился официальный дебют Майи с уже знакомой партией "Умирающий лебедь".
Тесный для таланта Майи Свердловск не смог долго удерживать юную балерину: уже в 1942 году она вернулась в Москву, на "отлично" сдала выпускные экзамены в хореографическом училище и была принята в труппу Большого. Несмотря на то, что в первое время Майя выступала на заднем плане и получала минимальную зарплату, успех пришел к ней довольно скоро, когда она исполнила прыжковую мазурку в "Шопениане".
После этого выступления Плисецкая начала получать первые сольные роли в спектаклях. В 1950 году Майя впервые станцевала партию Китри в "Дон Кихоте", определив судьбу еще одной будущей звезды советского балета Рудольфа Нуриева. Он смотрел этот спектакль, будучи еще 13-летним мальчишкой, и рыдал от счастья, настолько вдохновила его Плисецкая.
"Спасибо, Никита Сергеевич!"
Майю Плисецкую не выпускали из СССР вплоть до апреля 1959 года, когда Хрущев лично разрешил ей отправиться вместе с труппой Большого на гастроли в США. Позднее Плисецкая узнает, что она не могла выехать из страны из-за дела КГБ о ее работе на разведку Великобритании.
Мир встретил Плисецкую с распростертыми объятиями: ей рукоплескали везде — от Индии до Испании, а директор Римского театра оперы и балета пригласил Майю знать пост худрука. От должности Майя отказалась, но любезно поставила два спектакля ("Раймонда" и "Щелкунчик"), за которые получила итальянскую премию.
Балет Плисецкая не оставляла до последнего: в день своего 70-летия она исполнила "Аве Марию", а в 75 — станцевала Небесную фею в Токио.
Последние несколько лет своей жизни Майя не танцевала, но зато активно преподавала и вела мастер-классы. В 2015 году планировался юбилейный концерт в Большом театре к 90-летию балерины. До юбилея Плисецкая не дожила несколько месяцев: она скончалась 2 мая 2015 года.
"Найдем выход из катакомб, вдвоем — обязательно найдем!"
Майя была замужем дважды. Первый брак с артистом латышского балета, Марисом Лиепу, который был младше Плисецкой на 11 лет, оказался неудачным.
Знакомство с композитором Родионом Щедриным на вечере у Лили Брик обернулось головокружительным романом, а впоследствии и браком, который продлился 57 лет.
А вы считаете Майю Плисецкой легендой балета?