Найти в Дзене

Один раз услышать - сто раз увидеть

Оглавление

Совпадение - удивление (часть вторая)

Вернемся из космических далей, в которых мы обнаружили много загадочных совпадений, на нашу грешную Землю. Здесь тоже можно увидеть много удивительных совпадений. Наше повествование должно быть хаотическим, как броуновское движение, чтобы не застрять в уютной долине равновестного состояние. Поэтому от неживой природы мы сейчас сделаем прыжок к одному странному совпадению в таких критических для нашего выживания способах восприятия как зрение и слух.

Всем известно, для чего "бабушке-волку" нужны такие большие глаза - чтобы лучше видеть, и для чего нужны такие большие уши - чтобы лучше слышать. А вот если я вас спрошу, что лучше - видеть или слышать, то вы наверняка ответите "видеть". Это-то меня и удивляет. Логично было бы наоборот, с учетом свойств "пространства цвета" и "пространства звука"

Пространство цвета

Похоже, дело свое он действительно знал, и я внимательно его слушал, но тут он вдруг сказал:
– А еще надо разбираться в цветах – знать, как смешивать краски, чтобы получить тот или этот цвет. Вот, к примеру, какие краски вы смешали бы, чтобы получить ЖЕЛТЫЙ цвет?
Какие краски надо смешивать, чтобы получить желтый цвет, я не знал. Если. бы речь шла о СВЕТЕ, я смешал бы зеленый и красный, но он-то говорил о КРАСКАХ.
Р. Фейнман
Красный, синий, зеленый - вот и все что нужно!
Красный, синий, зеленый - вот и все что нужно!

Удивительно, но пространство цвета устроено почти также как привычное нам трехмерное Евклидово пространство. Даже просто совпадение числа измерений нашего пространства и числа базовых цветов очень удивительно. Там и там троица - а мы уже знаем, что ожиданные и неожиданные совпадения это ключики к загадкам вселенной.

Удивительна трехмерность цветотвого пространства потому, что за каждый цвет отвечает свет определенной длины волны (или частоты). А длины волн можно выбирать произвольного из видимого диапазона. Причем волны разной длины являются (линейно) независимыми. То есть само пространство световых волн является бесконечно-мерным (даже при ограничении только на волны видимого диапазоны). Мы же можем почти без потерь вместо этого бесконечномерного пространства использовать три измерения - три базовых цвета.

Как известно, максимумы спектральной чувствительности цветовых рецепторов глаз – колбочек – приходятся на длины волн 420, 534, 564 нм - и этот факт нам еще пригодится (А сколько вообще млекопетающих с тремя цветовыми рецепторами глаз?)

Заметьте, кстати, что если учесть еще черно-белые палочки (с максимумом чувствительности на 498 нм), то наше цветовое пространство станет четырех-мерным, как и пространство время. Можно ли сказать о том, что черный цвет этот аналог времени? Надо подумать!

Пространство звука

...Слепые живут наощупь, трогая мир руками,
не зная света и тени и ощущая камни:
из камня делают стены.
За ними живут мужчины.
Женщины. Дети. Деньги.
Поэтому несокрушимые
лучше обойти стены.
А музыка — в них упрется.
Музыку поглотят камни.
И музыка умрет в них,
захватанная руками...
И. Бродский

Кажется, что поскольку звук, как и свет, связан с волновыми явлениями, то и "пространство звука" должно быть похожим на "световое (цветовое) пространство". Как и свет, звук характеризуется длиной волны (частотой), амплитудой. Если не брать поляризацию, то математика очень похожа. Ожидали бы вы обнаружить в ушах три типа "звуковых колбочек" на три базовых звука? Ну может не три, может быть два или пять? Но не тут то было.

В каждой из 7 октав по 7 нот (12 с полутонами) и все мы прекрасно различаем в аккордах (а цветовые аккорды у нас сливаются в один цвет).
В каждой из 7 октав по 7 нот (12 с полутонами) и все мы прекрасно различаем в аккордах (а цветовые аккорды у нас сливаются в один цвет).

Возьмем для упрощения только музыкальные звуки. Посмотрите на клавиатуру фортепьяно. В каждой из 7 октав по 7 нот (12 с полутонами) и все звуки звучащие вместе мы прекрасно различаем в аккордах (а цветовые аккорды "желтый+синий" у нас сливаются в один цвет "зеленый"). А на скрипке так и вообще - бесконечное число звуков различнчых по частоте.

Звуковое пространство оказывается бесконечномерным! Именно поэтому, в самом начале я и сказал, что логичнее было бы 1 раз услышать, вместо того, чтобы увидеть 100 раз. Ведь в бесконечномерном пространстве можно передать гораздо больше информации!

Различия между звуковым и зрительным восприятием, за счет размерености соответствующих пространств (и способов детектирования и обработки сигналов), настолько велики, что было бы удивительно найти нечто общее.

Музыка света

И тем не менее, кто ищет тот всегда найдет! В статье "О связи длин волн видимого света и слышимого звука" А.Бендицкий и А.Ковалев заметили, что в определенном диапазоне звуковых частот существует соответствие между произведением длины световой волны λсв на скорость света в вакууме c и произведением длины звуковой волны λзв на скорость звука v

"О связи длин волн видимого света и слышимого звука", А.Бендицкий и А.Ковалев
"О связи длин волн видимого света и слышимого звука", А.Бендицкий и А.Ковалев

Если же с помощью соотношения (1) преобразовать длинны волн света, соответствующие спектральным максимумам колбочек, то получатся звуки, разделенные благозвучными интервалами малая терция, большая терция, кварта. Бендицкий и Ковалев даже предлагают несколько качественных объяснений найденных соответствий. Какое же из них верное, пока не известно.