“Вот, Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и ангел завета, которого вы желаете. Вот, Он идет, — говорит Господь Саваоф. — И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он — как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. Тогда благоприятная будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние. И приду к вам для суда, и буду скорым обличителем чародеев, и прелюбодеев, и тех, которые клянутся ложно, и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, — говорит Господь Саваоф” (Мал. 3:1-5).
Мал. 3:1-5 предоставляет нам увлекательное изучение пророчества-предсказания. Оно выступает, как бастион богодухновенности Библии. В нашем тексте Малахия заглядывает на четыреста лет вперед, конкретно и с удивительной точностью предсказывая пришествие Мессии. В словах Малахии, как и в других пророчествах-предсказаниях, мы видим поразительную точность исторических деталей. Нет ни малейшего намека на сомнение или неопределенность. Высочайшая степень конкретики побивает слабый аргумент скептиков о “хорошей догадке”.
В этих стихах мы читаем, как еврейский пророк со всеми подробностями предсказывает события, которые могли быть открыты ему только по богодухновению. Петр этот процесс называет водительством Святого Духа Божьего, который руководил пророками (2 Пет. 1:19-21). Когда люди признают богодухновение, следующие факты выстраиваются в логической последовательности: существование Бога, правление и царствование Христа и необходимость всем людям исполнять Божью волю, открытую в Новом Завете. Значит, вопрос богодухновения важен для нас и сегодня. Отрицающий богодухновение критик Библии не может адекватно объяснить, как Малахия смог заглянуть вперед и описать Спасителя. Единственное разумное объяснение — это признать богодухновенность текста и повиноваться Божьему плану евангелия!
Этими словами пророк отвечает ропщущим из Мал. 2:17. Некоторые возвратились из Вавилона, рассчитывая на немедленный приход Мессии. Они искренне искали Божьих путей. Но их усердие в духовных вопросах шло на убыль. Многие решили, что Бог забыл их. Прошло уже много лет, как они вновь стали жить в своей земле, а урожаи были плохими, и политическая ситуация не улучшилась. Медленно, но верно завоевывало позиции циничное сомнение. Бога обвиняли в отречении от Своих обещаний, в черством равнодушии к Своему народу, в несправедливости и потворстве злу (Мал. 2:17).
Малахия отвечает этим недовольным, указывая, что Бог Израиля не какое-нибудь капризное существо, чьему слову нельзя верить. Божьи обещания имеют под собой твердую почву. Мессия придет непременно, но это случится, когда Бог все приготовит к Его приходу. Текст открывает конкретные факты о Господе. Эти факты призваны были убедить Израиль: если Бог пообещал, то так и будет. Скептикам эти подробности показывали, что Божьи планы — это не пустые обещания, которым нельзя верить. Малахия начинает с восклицания “Вот!” Этим словом пророк немедленно овладевает вниманием Израиля.
Отрывок указывает на Святого Спасителя. Предсказание будущего не только подчеркивает реальность богодухновенности Писания, но и выдвигает веский аргумент в пользу божественности Иисуса Христа. Конкретные факты 0 грядущем Господе пророки предсказывали более трехсот раз. Иисус очень хорошо знал пророчества и часто говорил о них: “Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне” (Ин. 5:39). “Вот то, о чем Я вам говорил, еще будучи с вами, что надлежит исполниться всему, написанному обо Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и в псалмах” (Лк. 24:44). Апостол Иоанн говорил о глубокой связи между Христом и пророчествами: “Свидетельство Иисуса есть дух пророчества” (Отк. 19:10). Что может быть яснее — Иисус Христос был предметом большего количества пророчеств, чем кто-либо за всю историю человечества (см. 1 Пет. 1:10-12; Мф. 5:17; 26:24).
Отвечая циникам, Малахия рисует пророческий портрет Спасителя, который придет исполнить Божье обещание Аврааму. Обратите внимание на детали пророчества Малахии. Они дают утешение и заверение верным. Это описание обращено также к заблудшему грешнику. Друг, как Малахия мог за четыреста лет предсказать такие конкретные подробности? Его пророчество, несомненно, убедит тебя принять Божье милостивое приглашение, пока еще есть время.
СВЯТОЙ СПАСИТЕЛЬ: ЕГО ЛИЧНОСТЬ И РАБОТА
Слова Малахии об обещанном Мессии и о том, в чем будет состоять Его работа, конкретны. Обратите внимание на следующие пять фактов в отрывке.
Во-первых, Спасителю будет предшествовать “предтеча” (Мал. 3:1). Малахия отмечает, что к приходу Мессии нужно приготовить путь. Эту подготовку осуществит “ангел”, который придет перед Ним. Этим “ангелом” будет человек. Позже (Мал. 4:5) он называется по имени: “Илия”. Конечно, Малахия не хотел сказать, что Илия воскреснет; этот предтеча будет, “как” ветхозаветный герой (см. Лк. 1:17). Задачей этого вестника будет устранить препятствия на пути Мессии (см. Ис. 40:3-5).
Писания говорят нам, что это пророчество исполнил Иоанн (см. Мф. 3:3; Мк. 1:3; Лк. 3:4; Ин. 1:2, 3). В своих проповедях Иоанн призывал к покаянию и религиозным преобразованиям (Мф. 3:7-12). Эти преобразования должны были смягчить сердце Израиля.
Предтеча должен был явиться непременно до прихода Мессии. Роптавшим в Мал. 2:17 следовало понять это, так как это объясняло, почему Божье обещание все еще не исполнилось.
Во-вторых, Малахия дает “определение” Спасителя (Мал. 3:1). Грядущий Спаситель будет “ангелом завета”. Эта характеристика связывает Мессию с другими явлениями Божества в Ветхом Завете (например, “ангела Господня”, который вел Израиль в землю обетованную). Эта связь раскрывает божественность грядущего Мессии.
Писания говорят нам, что этот “ангел завета” — Иисус Христос. В Христе мы находим его исполнение. В Христе как вестнике завета христиане черпают силы упорно идти вперед (см. Евр. 1:1—2:4; 9:15 и др.). В Христе мы видим исполнение Божьего заветного обещания Аврааму (см. Гал. 3:6-29).
Слова Малахии давали Израилю утешение. Бог не забыл народ Своей особой любви. Уже тогда небесный Отец работал над тем, чтобы установить “новый завет мира” с детьми Авраама.
В-третьих, предсказывается “воздействие” работы Спасителя (Мал. 3:2, 3). Для иллюстрации работы грядущего Мессии Малахия использует два сравнения. Грядущий Спаситель будет действовать, как “огонь”. Иллюстрация дает образ плавильщика, выжигающего ненужные примеси и оставляющего только чистый металл. Еврейские пророки часто прибегали к этому образу. Исаия использовал эту метафору в значении праведного наказания гневающегося Бога: “И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь и отделю от тебя все свинцовое” (Ис. 1:25; см. Пс. 11:7). Второй образ, характеризующий воздействие Мессии, это “щелок”, или “отбеливающее мыло для стирки” (Современный Перевод). Он рисует картину того, как отмывают грязь, делая выстирываемую вещь безукоризненно чистой. Это тоже любимая метафора пророков (см. Ис. 1:18; 4:4; Иер. 2:22).
Эти два образа подчеркивают, что работа Спасителя состоит в очищении. Когда придет ангел завета, все грязные пятна греха можно будет удалить. Он придет для того, чтобы очистить народ, который тогда сможет вступить в святой завет с Господом Богом.
Писание открывает, что эти цели исполняет Новый Завет Христа (Лк. 24:46, 47; Евр. 9:14, 15). Предтеча, Иоанн Креститель, говорил об этом очистительном процессе, указывая, что навсегда темные пятна греха можно устранить только через Христа (Мф. 3:10-12). Очищенные воздействием этого Спасителя будут благословлены (Лк. 7:23).
В-четвертых, предсказывается “цель” работы Спасителя (Мал. 3:4). Обещанный Спаситель придет очистить людей, чтобы их жертва была “благоприятна”. Новый завет так изменит сердце человека, что он уже больше не осмелится приносить порочные жертвы, как в Мал. 1. Под воздействием “щелока” и “огня” Спасителя участники нового завета не осмелятся притеснять друг друга, как в Мал. 2. Те, кто последует за Спасителем, представят свое служение в жертву “святую, благоугодную Богу” (Рим. 12:1; Евр. 13:15; 1 Пет. 2:5). Слово “благоугодный” буквально означает “сладкий, приятный”. Нарисована восхитительная картина верующего, приносящего самую сладкую, самую приятную из всех возможных жертв Богу.
К осуществлению этой цели должны стремиться все. Израиль не был благоугоден Богу, и это было трагично. Подобная трагедия очень распространена и сегодня. Давайте стремиться повиноваться Спасителю, чтобы достичь этой благословенной цели!
В-пятых, описывается “конечная роль” Спасителя (Мал. 3:5). Приход, работа, завет, цель Мессии можно выразить одним словом — “суд” (Мф. 3:12; Ис. 42:4). Те, кто не вступит в завет с Христом, увидят Его страшный гнев. Суд этот будет “скорым”, потому что быстро настигает тех, кто не хочет становиться святым. Отвергающие новый завет не спасутся от этого суда. Не будет такого убежища, оправдания и увертки, чтобы предотвратить суд.
Будучи на земле, Иисус дал нам представление о суровости этого суда. Очищение храма (Лк. 19:45, 46; Ин. 2:13-16) — это картина божественного гнева по отношению к тем, кто извращает Божий святой завет. Господь очистил храм с помощью одного только бича. Вид Его гнева вызывает благоговейный ужас. А можете себе представить, что будет, когда Он вернется со всем воинством небесным судить нечестивых? (см. Отк. 19:11-21).
Итак, мы находим пять конкретных фактов о Мессии. Они были высказаны за четыреста лет до того, как Иоанн и Христос появились на земле. Их детальность можно объяснить только богодухновением. Эта весть должна была вселить в Израиль уверенность в Божьих обещаниях. Бог не забыл вернувшихся изгнанников. Мессия обязательно придет. Насмешкам ропщущих не было никакого оправдания!
СВЯТОЙ СПАСИТЕЛЬ: УРОКИ, ПРИНИМАЕМЫЕ СЕРДЦЕМ
Из этого пророчества-предсказания можно извлечь три урока, имеющих непреходящую ценность. Рассмотрите каждый из них и примените лично к себе.
Никогда не подвергайте сомнению Божье Слово! Бог обещал Мессию и исполнил Свое обещание. Некоторые христиане похожи на древний Израиль. Они забывают верность Божьего Слова. Они не помнят обещаний Божьего вечного присутствия и Его непреходящей любви (Мф. 28:20; Рим. 8:28). Многие неверующие высмеивают и подвергают сомнению Божье Слово. Они поднимают на смех второе пришествие Христа. Как в случае с теми, о ком говорится во 2 Пет. 3, их сарказм — попытка оправдать нечестивый образ жизни. Но их насмешки принесут им скорое наказание.
Никогда не недооценивайте воздействие Спасителя на вашу жизнь. Иисус Христос несет “огонь” и “щелок”, которые могут удалить всю грязь и сделать “все новое” (2 Кор. 5:17). Истинная святость возможна, только когда человек исполняет волю Спасителя. Никто не освобождается от этого очищения. “Весь мир” приглашен причаститься очищающей грех силы евангелия. Всех касается пророческое обещание Ис. 1:18 (“как снег убелю”). Единственное препятствие на пути этого очищения — покорность или непокорность человека. Очиститься может всякий, кто пожелает. Многие сегодня остаются запятнанными грехом, потому что не хотят покориться и исполнить Божьи евангельские заповеди (Деян. 22:16).
Помните, что место Христа — в “храме”. Все, кто стремится к общению и очищению, должны предоставить Христу “храм Божий, который свят”, чтобы Он мог там жить (Ин. 15:6, 7, 10; 1 Кор. 3:16, 17; 6:136-20). Все, кто не предоставляет эту святую обитель Господу, испытают на себе божественный гнев (3:5).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В древние времена один прославленный мастер сделал удивительный щит. Он так вделал в него свое имя, что его невозможно было удалить, не повредив щита. Точно так же обстоят дела с Писаниями о Христе. Нельзя убрать Святого Спасителя из Святых Писаний, не разрушив Библию! Подобным же образом, нельзя убрать Святого Спасителя из своей повседневной жизни — иначе вы разрушите все, что поддерживает желание быть святым. Мы должны внимательно следить за тем, чтобы такого не произошло в наши дни!
Отметьте для себя Мал. 3:1: “Ангел завета, которого вы желаете”. Удивительно, что Израиль искал Святого Спасителя. Его приход не принес бы им благо, а только погибель! (см. Ам. 5:18; Наум. 1:6; Иоиль 2:11). Израиль не по-настоящему “желал” Святого Спасителя. Они ждали, что Он придет судить язычников и принесет им национальную славу. Но они не понимали, что Его приход принесет суровый суд им самим.
Пусть у всех нас будет такое отношение к Его возвращению, какое было у Павла (Тит. 2:13).