Найти тему
Вперёд в прошлое!

Широко неизвестные: мирный Кауфман

Вообще в России Кауфманы обычно были исключительно военными. В 1914 году наш герой по личному указу императора Николая II даже стал именоваться Кауфманом-Туркестанским в память о своём дяде, присоединившим к России Кокандское ханство. Но так получилось, что Пётр Михайлович выбрал себе совершенно мирную профессию - профессию чиновника.

Честно говоря, не хочется мучить вас перечислением многочисленных должностей, которые занимал Кауфман, тогда ещё совсем не Туркестанский. Все эти секретарь, делопроизводитель, помощник статс-секретаря вряд ли как-то помогут составить представление об этом человеке. Скажу только, что Пётр Михайлович был самым обычным чиновником. Ну разве что допущенным к участию в составлении довольно важных законодательных актов.

Пётр Михайлович Кауфман на фотографии ателье Буллы (изображение из открытых источников)
Пётр Михайлович Кауфман на фотографии ателье Буллы (изображение из открытых источников)

На фоне остальной серой чиновничьей массы он выделялся лишь сотрудничеством с Красным Крестом и горячей любовью к Пушкину. Последняя выражалась в активной деятельности по сохранению пушкинского наследия и увековечиванию памяти "нашего всё". Вот этому, казалось бы, маловыразительному персонажу император Николай II и доверил в 1906 году министерство народного просвещения.

А с просвещением, как вы, наверное, все знаете, у нас тогда был полный швах. Перепись 1897 года показала ужасающую картину - 71,6% населения не умели читать и писать. Поэтому то, что сделал на своём посту обычный чиновник Кауфман, иначе как революцией назвать сложно.

Менее чем за два года пребывания Петра Михайловича на посту министра открылись 139 гимназий и 375 частных средних учебных заведений, не считая преобразования 52 прогимназий в гимназии, а также Археологический институт в Москве, Психоневрологический институт, Педагогическая академия и Курсы востоковедения в Санкт-Петербурге, Казанские и Одесские высшие женские курсы и медицинское отделение при Киевских высших женских курсах. Кроме того, был подготовлен проект учреждения Саратовского университета, а в Государственную думу внесено представление об открытии в Москве Народного университета А.Л. Шанявского. Что неудивительно, поскольку рост государственного финансирования образования при Кауфмане превысил показатели за всю предыдущую половину царствования Николая II.

Хотя Пётр Михайлович, как я уже сказал, был человеком сугубо мирным, наступление на безграмотность он повёл одновременно на всех фронтах. Образование каждому независимо от национальности, вероисповедания и пола - вот цель, которую поставил перед своим министерством новый министр. Кауфман добился разрешения открывать на общих основаниях частные учебные заведения для евреев, а также школы для старообрядцев и сектантов. Дети старообрядцев получили возможность учиться в учительских семинариях. Городские училища начали принимать не только мальчиков, но и девочек. Пётр Михайлович также выступил с предложением узаконить поступление женщин в высшие учебные заведения, но Совет министров его не поддержал.

Будем объективны, некоторые решения Кауфмана становились объектами жёсткой критики. Например, восстановление в средних учебных заведениях системы переводных экзаменов. Также Пётр Михайлович явно с целью противодействия революционным идеям в среде молодёжи запретил сходки и собрания учащихся в средних учебных заведениях. С другой стороны им же были приняты меры, направленные на развитие студенческого самоуправления, а университеты получили право самостоятельно организовывать научно-учебный процесс.

Но главной заслугой Кауфмана перед страной стал законопроект о введении всеобщего начального образования, который он внёс на обсуждение в Государственную думу 1 ноября 1907 года. Если бы этот законопроект был утверждён, Российская империя полностью ликвидировала бы неграмотность среди молодёжи. Увы, пять лет обсуждения в Госдуме и Госсовете закончились ничем.

Покинув министерский пост, Пётр Михайлович Кауфман продолжал работать в многочисленных комиссиях, в том числе и в области образования. В Первую Мировую он стал главноуполномоченным Красного креста при верховном главнокомандующем. В 1920 году Кауфман перебрался во Францию, где продолжал сотрудничать с Красным Крестом.

Читайте в этом цикле:

Российская литература
0