Вообще в России Кауфманы обычно были исключительно военными. В 1914 году наш герой по личному указу императора Николая II даже стал именоваться Кауфманом-Туркестанским в память о своём дяде, присоединившим к России Кокандское ханство. Но так получилось, что Пётр Михайлович выбрал себе совершенно мирную профессию - профессию чиновника.
Честно говоря, не хочется мучить вас перечислением многочисленных должностей, которые занимал Кауфман, тогда ещё совсем не Туркестанский. Все эти секретарь, делопроизводитель, помощник статс-секретаря вряд ли как-то помогут составить представление об этом человеке. Скажу только, что Пётр Михайлович был самым обычным чиновником. Ну разве что допущенным к участию в составлении довольно важных законодательных актов.
На фоне остальной серой чиновничьей массы он выделялся лишь сотрудничеством с Красным Крестом и горячей любовью к Пушкину. Последняя выражалась в активной деятельности по сохранению пушкинского наследия и увековечиванию памяти "нашего всё". Вот этому, казалось бы, маловыразительному персонажу император Николай II и доверил в 1906 году министерство народного просвещения.
А с просвещением, как вы, наверное, все знаете, у нас тогда был полный швах. Перепись 1897 года показала ужасающую картину - 71,6% населения не умели читать и писать. Поэтому то, что сделал на своём посту обычный чиновник Кауфман, иначе как революцией назвать сложно.
Менее чем за два года пребывания Петра Михайловича на посту министра открылись 139 гимназий и 375 частных средних учебных заведений, не считая преобразования 52 прогимназий в гимназии, а также Археологический институт в Москве, Психоневрологический институт, Педагогическая академия и Курсы востоковедения в Санкт-Петербурге, Казанские и Одесские высшие женские курсы и медицинское отделение при Киевских высших женских курсах. Кроме того, был подготовлен проект учреждения Саратовского университета, а в Государственную думу внесено представление об открытии в Москве Народного университета А.Л. Шанявского. Что неудивительно, поскольку рост государственного финансирования образования при Кауфмане превысил показатели за всю предыдущую половину царствования Николая II.
Хотя Пётр Михайлович, как я уже сказал, был человеком сугубо мирным, наступление на безграмотность он повёл одновременно на всех фронтах. Образование каждому независимо от национальности, вероисповедания и пола - вот цель, которую поставил перед своим министерством новый министр. Кауфман добился разрешения открывать на общих основаниях частные учебные заведения для евреев, а также школы для старообрядцев и сектантов. Дети старообрядцев получили возможность учиться в учительских семинариях. Городские училища начали принимать не только мальчиков, но и девочек. Пётр Михайлович также выступил с предложением узаконить поступление женщин в высшие учебные заведения, но Совет министров его не поддержал.
Будем объективны, некоторые решения Кауфмана становились объектами жёсткой критики. Например, восстановление в средних учебных заведениях системы переводных экзаменов. Также Пётр Михайлович явно с целью противодействия революционным идеям в среде молодёжи запретил сходки и собрания учащихся в средних учебных заведениях. С другой стороны им же были приняты меры, направленные на развитие студенческого самоуправления, а университеты получили право самостоятельно организовывать научно-учебный процесс.
Но главной заслугой Кауфмана перед страной стал законопроект о введении всеобщего начального образования, который он внёс на обсуждение в Государственную думу 1 ноября 1907 года. Если бы этот законопроект был утверждён, Российская империя полностью ликвидировала бы неграмотность среди молодёжи. Увы, пять лет обсуждения в Госдуме и Госсовете закончились ничем.
Покинув министерский пост, Пётр Михайлович Кауфман продолжал работать в многочисленных комиссиях, в том числе и в области образования. В Первую Мировую он стал главноуполномоченным Красного креста при верховном главнокомандующем. В 1920 году Кауфман перебрался во Францию, где продолжал сотрудничать с Красным Крестом.
Читайте в этом цикле: