Если где-то начинается разговор о воспитании, то рано или поздно он плавно перетекает в умение родителей донести до ребёнка что нельзя, а что можно. Безусловно, это важно, но "что такое хорошо и что такое плохо" - это лишь часть воспитания детей; да, важная, но всё же лишь часть. Если родители акцентируют внимание только на правилах поведения: не делай так, потому что воспитанные мальчики/девочки так не поступают и т.п., то мы всё воспитание низводим до уровня нотаций и нравоучений. Ну, скучно же!
Кроме этого, есть ещё одна сторона медали: если постоянно говорить ребенку, что его поступки плохие, то не исключено, что через какое-то время он сам о себе начнет думать, что он плохой. И в этом случае нравоучения начинают играть свою пагубную роль в воспитании, образуя эмоциональную дистанцию между родителями и детьми.
А может есть определенные моменты, в которые чтение нотаций будет лишним, непродуктивным и стрессогенным? Давайте попробуем перечислить эти моменты.
1. Мы видим и чувствуем, что ребёнок расстроился. К примеру, ребенок не хочет делать того, о чем вы его просите или хочет сделать то, что вы ему запрещаете. В эти моменты ваши нравоучения улетают "в молоко", не задерживаясь в сознании малыша. Ему не до них, он расстроен, а значит, чтобы продолжить диалог, его нужно успокоить. Но не нотациями! Видите, он со злостью отшвыривает шапочку в угол и вот-вот расплачется? Это сигнал к тому, что ребенок не готов внимать вашим доводам. Он, таким образом, хочет обозначить своё право не надевать вот эту шапочку. Успокойте его. А затем обсудите и выясните в чём проблема. Может он с удовольствием наденет другую шапочку или капюшон.
2. Если, приходя домой, ребёнок рассказывает вам о своих обидах, неудачах или неприятностях. В этом случае тоже забудьте о морализаторстве, ведь если вы, перебивая его, будете "кормить" нравоучениями, то у ребёнка сложится впечатление, что вам неинтересно слушать о его проблемах, что вы его не можете понять, что от вас поддержки не получить. Первым делом выслушайте до конца, пусть он выскажется, а потом можно задавать вопросы о его чувствах и мыслях. Для детей важна эмоциональная поддержка, а не монотонное чтение нотаций, да ещё и впридачу, когда его не дослушали!
3. Ребенок озвучивает своё мнение. В этот момент многие родители могут перебивать его фразами типа: "ишь ты, смотри, какой умный", "такой маленький, а уже свои права качает, что же с тебя дальше будет" и т.д. Получается ситуация, когда мнение ребёнка не уважается и даже не учитывается, а вместо этого его перебивают длинными рассуждениями о том, как нужно себя вести и как нужно делать. Понятно, что в следующий раз ребенок несколько раз подумает, прежде чем высказать собственное мнение. Ему просто не захочется заново выслушивать известный ему набор родительских нотаций.
Вывод: сперва нужно разобраться с тем, что случилось у ребенка, что он вам хочет сказать. А уж потом продолжать процесс воспитания, желательно в виде доверительного поддерживающего диалога.
Берегите себя!
Сабиров Салават.
Записаться на индивидуальную консультацию Вы можете по номеру: +7 905 062 07 50
Автор: Сабиров Салават Шамгунович
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru