Мы продолжаем читать Евангелие от Иоанна. Ранее предлагалось, чтобы мы посмотрели на этот текст глазами самого автора, то есть апостола Иоанна. Задача непростая, но мы всё же попробуем. Выводы же сделаем после того, как рассмотрим отрывки, говорящие нам о Божественности Христа Спасителя. А теперь к тексту.
Первый текст:
"И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем" (От Иоанна 1:32).
О чём говорит нам слово "сходящего"? В греческом тексте (также как и в русском переводе) это причастие настоящего времени. То есть Иоанн свидетельствует о том, что схождение Духа на Иисуса не ра́зовое событие, произошедшее когда-то, а так сказать постоянный процесс.
Но разве здесь можно делать выводы о Божественности Христа?
Не будем торопиться с выводами. Скоро увидим.
"И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его" (От Иоанна 2:23).
Дорогой читатель, скажи пожалуйста, а что могут означать слова "...уверовали во имя Его" ?
А вот это?
"Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную" (От Иоанна 6:47).
Или вот это:
"Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?" (От Иоанна 11:25-26).
Что всё это значит, веровать в Него, в Сына Божьего, в Иисуса Христа?
Практически у каждого из нас в голове прочно укоренена установка, что "верующий" равно "верующий в Бога".
В кого надлежит веровать?
Ну конечно же в Бога, в кого же ещё?!
Заметим, именно в "КОГО", а не во "что".
Веровать во "что" вариантов масса:
- Веровать слову Божьему
- Веровать Священному Писанию
- Веровать тому, что говорили пророки
- Веровать в то, что Иисус есть Христос, Сын Божий
- Веровать в то, что Господь воскрес из мёртвых
- Даже веровать "... во единую, святую, апостольскую Церковь" (Никео-Цареградский символ веры)
Всё вышеприведённое есть верование во "что".
Но веровать в "КОГО" вариантов очень немного.
Никто никогда всерьёз не претендовал на то, чтобы веровали в "него" ("неё"). Есть конечно же прецеденты, но этим занимается клиническая психиатрия.
Поверить кому-то, дело вполне естественное, но веровать в "кого-то", кроме Бога, случай странный.
Что же тем самым хочет сказать нам апостол Иоанн? Тем более, что он более тридцати (!) раз говорит о вере в Сына Божьего в своём тексте.
Да и апостолы Пётр и Павел многократно говорят об этом же:
"О Нем (Иисусе Христе) все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его" (Деяния 10:43).
"...потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него" (К Филиппийцам 1:29).
Дорогой читатель, как тебе видится, если мы будем веровать в Сына Божьего, в Иисуса Христа, а также (само собой) будем веровать в Его Отца, Бога, то как нам избежать греха нарушения первой заповеди?
Вот она:
"Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим" (Исход 20:2-3).
Вот мы веруем в Бога, поклоняемся Ему, служим Ему.
Разве мы можем веровать в кого-то, кроме Него? А поклоняться и служить кому-то, помимо Бога?
А вот евангелист Иоанн настойчиво доносит мысль , чтобы мы веровали в Сына Божьего, Спасителя нашего.
А при том вот слепорождённый ещё и поклоняется Христу:
"Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему" (От Иоанна 9:38).
Можно было бы всё списать на невежество этого исцелённого, но апостолы Господни не были невеждами, однако же Христу поклонялись:
"Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью" (От Луки 24:52).
Среди поклонившихся был и апостол Пётр, который впоследствии скажет такие слова сотнику Корнилию:
"Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек" (Деяния 10:25-26).
Кто-то может здесь увидеть непоследовательность в поступках и мышлении Петра? Автор этой стать узреть этого не в состоянии.
А что по поводу служить одному лишь Богу?
Вот апостол Павел говорит:
"...быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу" (К Римлянам 15:16).
Слово "служитель" это греческое λειτουργός ("лейтурго́с").
Знакомое слово, не так ли? Каждый слышал слово "литургия", которое означает Богослужение. Вот пример служения Богу, литургии, которое совершали апостолы:
"Когда они служили (λειτουργούντων, "лейтургу́нтон") Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их" (Деяния 13:2).
Одно и тоже слово по отношению ко Христу и к Богу.
Справедливости ради стоит отметить, что это слово (λειτουργέω, "лейтурге́о", "литурге́о") иногда используется и по отношению к людям (Рим. 15:27, Фил. 2:25), но очень редко.
В подавляющем же большинстве случаев оно используется именно как служение Богу.
В частности, оно есть в Десяти заповедях, если мы читаем Септуагинту, перевод Ветхого Завета с еврейского языка на греческий:
"...не поклоняйся им и не служи (λατρεύσῃς, "латре́всес") им, ибо Я Господь, Бог твой..." (Исход 20:5(а)).
Итак, суммируем всё сказанное.
Иисус призывает веровать в Него, Ему поклоняются, Ему служат.
Не слишком ли это по отношению к Тому, кто (якобы) Богом не является?
Евангелист Иоанн говорит нам, что нет, не слишком, а в самый раз. И отступать от этого никак нельзя, ибо:
"Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (От Иоанна 3:36).
Следующий текст:
"Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах" (От Иоанна 3:13).
Здесь сразу отметим, что "...сущий на небесах" не во всех древних рукописях обнаруживается. Какой из двух вариантов первичен, доподлинно не известно. Большинство исследователей полагают, что более полный, содержащий "...сущий на небесах". Такое мнение согласуется со всем текстом Евангелия, так как в нём несколько раз говорится в таком ключе о Сыне Божием. Например здесь:
"Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (От Иоанна 1:18).
Поэтому нам необходимо обратить на это своё внимание.
Во всех этих случаях слово "сущий", в греческом тексте "ὤν" ("о́н"), стоит в форме причастия настоящего времени.
На что это указывает?
Сын Человеческий одновременно "сшедший с небес" и "сущий на небесах", а также "сущий в недре Отчем".
- Как такое возможно?
- Он на небесах или на земле?
А выбрать что-то одно не получится. Текст сделать это не позволяет. Принять надо и то, и другое. А также вспомнить и самый первый текст, приведённый в статье:
"И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем" (От Иоанна 1:32).
Всем этим Иоанн хочет показать нам, что бытие Сына Божьего абсолютно уникально.
- Он одновременно на земле и на небесах.
- Дух непрерывно сходит на Него, причём схождению этому не видно начала, как не будет и конца.
Кто ещё имеет такое уникальное бытие, кроме Бога?
Не зря Евангелие от Иоанна называют небесным Евангелием, символизируя его орлом. Это взгляд с небесной высоты.
И в заключении просто отметим ещё один текст:
"Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу" (От Иоанна 5:17-18).
А вот здесь намёк на то, как же следует понимать наименование Иисуса Сыном Божиим.
Но об этом в следующей статье...
Первая статья по этой теме.
Предыдущая статья.
Читайте также цикл статей об искушениях и их преодолении, а также о Страстной неделе и воскресении Христа.