Думаю, все кто интересуется стилем диско, прекрасно помнят, что его блестящая эпоха закончилась довольно неожиданно для всех в августе 1979-го. Советские люди этого факта, в силу обстоятельств, не очень заметили, и продолжали диско слушать и даже играть: так, например культовый альбом ВИА Красные Маки Кружатся Диски был записан в 1980-м году, а супер-популярный среди школьниц фильм "Танцор Диско" вышел на советские широкие экраны аж в 1984-м году, но всё это можно было сравнить со светом погасшей звезды.
Большой и сверкающий огнями Дискотаник со всего размаху налетел на натуральный народный бунт, который произошёл в городе Чикаго 12 июля 1979 года, на игре команд White Sox и Detroit Tigers и слоганом которого стала фраза Disco Sucks!
Акция с настоящими взрывами, драками с полицией и прочим весельем была организована диджеем чикагской рок-радиостанции Стивом Далем и вошла в историю музыки как Disco Demolition Day.
К чему вся эта подводка? Недавно, на уважаемом канале Виктор Никитин вышла статья «Би Джиз и диско-взрыв»,
к которой я в комментариях вставил свои пять копеек.
Неожиданно, вокруг него развернулась бурная дискуссия, в которой принял участие также еще один автор Дзена, ведущий канал "МАГНИТОФОН DISCO 1975-21".
Суть нашей дискуссии вертелась вокруг вопроса: действительно ли к этому времени диско всем надоело, и Disco Demolition Day был просто следствием народной усталости от него, или же акцией воспользовались (а может быть даже и организовали) в своих целях отдельные воротилы американского музыкального бизнеса, чтобы прикрутить диско краник.
Я, будучи известным конспиролухом и мистиком, отстаивал теорию заговора, а хозяин канала придерживался точки зрения, что иногда банан - просто банан. В ходе спора было высказано кое-что интересное, так что я решил представить его вниманию читателей, поскольку не все любят копаться в комментариях:
Музыкальный Горшок Клурикона
- Я думаю, что перекрыть диско кислород - это было волевое решение хозяев американской муз.индустрии..А disco sucks - просто хорошее пиар прикрытие для этого. Типа, "народ требует". Любое явление имеет остаточную инерцию, и если бы речь шла о естественном ходе вещей, то не было бы такого "потушили свет" в Billboard - со второй половины 79 года диско из него исчезает практически совсем.
Виктор Никитин
- Ну прям заговор какой-то
(Композиция Le Freak от CHIC продержалась три недели на первом месте Billboard - 100 в январе 1979 года)
Музыкальный Горшок Клурикона
- Развлечение - серьезное дело :) Ну а как объяснить, что вкусы американцев радикально изменились за пару месяцев? При том, что во второй половине 79-го не появилось никакого сверхмодного тренда, так что можно было бы говорить о вытеснении.
Виктор Никитин
- Можно было бы говорить о том, что диско, как и любой другой тренд в музыке имеет свои временнЫе рамки. Больше ничего.
(Род Стюарт продержался с этой композицией на первом месте Billboard-100 в феврале 1979 года целых 4 недели)
Музыкальный Горшок Клурикона
- Безусловно, но я подчеркиваю - тренд не может быть сломан за два месяца сам собой. Вы же сами помните, что это была настоящая машина по производству хитов. Мы имеем дело не с какими-то рандомными проявлениями человеческого вкуса, а с полноценной индустрией, которая, в том числе формирует не только предложение, но и спрос. Это вовсе не конспирология, это бизнес, как он есть.
Да, и я не только свою точку зрения высказываю. В самих США вообще достаточно распространено мнение, что акция Disco Sucks в конечном итоге имела под собой политическую подкладку, и была направлена на мобилизацию традиционного республиканского электората под президентские выборы 80-года.
А вот мнение Глории Гейнор, которая имеет к диско самое прямое отношение:
“I’ve always believed it was an economic decision — an idea created by someone whose economic bottom line was being adversely affected by the popularity of disco music. So they got a mob mentality going."( «Я всегда была уверена, что это было экономическое решение — идея, созданная кем-то, на чьи прибыли негативно повлияла популярность диско-музыки. Ну а дальше свою роль сыграл стадный менталитет».)
А вот воспоминания изобретателя термина "диско" Винса Алетти:
"Aletti remembers working at a record label around that time, and his entire department getting renamed: “We became the dance music department. Disco became a dirty word.”(Алетти в это время работал на одном из рекорд-лейблов, и его отдел был спешно переименован: "Мы стали называться отделом танцевальной музыки. Слово "диско" превратилось в ругательство".." )
(Глория Гейнор со своей знаменитой песней попадала на первое место Billboard-100 1979 года дважды - сначала в марте, а потом в апреле, в общей сложности на три недели)
Виктор Никитин
- Да.Но можно и по-другому посмотреть на все это. Диско исполнители перестали приносить тот огромный доход, какой они делали раньше. Ведь тоже самое было и с хард-роком в середине 70-х. Сколько групп развалилось и ушло в небытие. Как группы изменяли свой репертуар, подстраиваясь под модные течения, так и диско исполнители стали меняться - вспомните хотя бы Донну Саммер. После успешных диско альбомов середины 70-х, она стала выпускать совсем другие песни. Про два месяца - это вы уж чересчур
Музыкальный Горшок Клурикона
- Смотрим топ №1 Billboard за 1979:
С января по июль в топ№1 побывало 16 песен, из них 13 - в стиле диско и 2 - медляки от диско-звезд.
С августа по декабрь в топ№1 побывало 10 песен, из них в стиле диско - 1, и с натяжкой можно посчитать за диско еще 1 - Rise от Херба Альперта.
Итого 94% против 20% с натяжкой.
За 1980 - композиций в стиле диско в топ№1 Billboard - 0
Виктор Никитин
- Мое мнение не обязательно совпадает с мнением Биллборда.
Музыкальный Горшок Клурикона
- А мнение Billboard - оно очень простое: с 1958 по 1998 - это просто данные об объемах продаж синглов в музыкальных магазинах США.
(Дуэт Донны Саммер и Барбры Стрейзанд, и инструментальная композиция от Херба Альперта - последняя диско музыка в топ Billboard-100 не только в 1979 году но и вообще)
Магнитофон Диско 1975 - 21
- Интересный у вас диалог. Как ни крути эта акция ( Disco Demolition Night) устроенная разобиженным диджеем с радио действительно повлияла на диско. Сами диско исполнители были в шоке от всей этой вакханалии. Но по правде сказать диско музыки действительно было просто чрезмерно тогда. А при той акции еще был все же и расистский и гомофобный уклон. И все это повлияло несомненно на муз.издателей. Но черные тут же переориентировались и к 1980-му году придумали пост диско (буги и электро-фанк), а чуть позже все эти черные геи снова дали жару и хаус музыку придумали.
Виктор Никитин
- Все правильно. Просто у каждого стиля есть своя продолжительность - исходя из того что мы наблюдали - это 5-7 лет. У кого-то даже меньше. все приедается и чтобы продолжать зарабатывать придумывались другие стили. Я не люблю делить музыку на стили. Ведь и 80-е были хард-роковые исполнители. Никуда не делись ДП, Ху продолжали, и ПФ. Да, ушли Грэнд Фанк, ЛЗ, Дорз, но это естественно. Да и сейчас есть Бони М, пусть даже без нового материала. Но все это есть. Не так популярно, но есть. И люди ходят - возьмите Стоунз, AC/DC - полные стадионы собирают.
Музыкальный Горшок Клурикона
- Надо сказать, что даже непосредственные участники этой акции были удивлены ее последствиями.
Что касается смекалки черных музыкантов, то вряд ли она бы им помогла, если бы в американской музыкальной индустрии не наметился кардинальный перелом. Сейчас это сложно представить, но к началу 80-х в США все еще сохранялся водораздел между черной и белой музыкой: это были отдельные миры, которые сообщались между собой через сложную систему шлюзов. Disco Demolition Night был возможно последней тактической победой условных традиционалистов. А ответка пришла в виде триумфа Майкла Джексона, феноменальный успех которого лежит также не столько в музыкальной плоскости, сколько в области социальных технологий. Джексон должен был стать, и в общем со временем таки стал, своего рода оккультным Андрогином, если вы понимаете о чем я, поскольку был сочетанием несочетаемого, единством противоположностей: черного и белого, взрослого и ребенка, мужчины и женщины. Можно сказать, что именно с него в музыкальной индустрии США началась новая жизнь.
_________________________________________
На этом обмен мнениями прекратился, поскольку высокие стороны высказали всё, что хотели.
А чьи аргументы показались вам более убедительными?
Также по теме можно почитать: