В XIX веке в Карелии было 17 разрабатываемых месторождений строительного и облицовочного камня. Нас интересует то, что возле поселка Рускеала. Рускольские, как тогда писали, мраморные ломки обеспечивали мрамором храмы и дворцы Санкт-Петербурга, фонтаны Петергофа, колонны Царского Села и Гатчины. Архитектор Огюст де Монферран дважды приезжал в карьер отбирать камень для облицовки Исаакиевского собора. Ему понравились три оттенка белого минерала.
Мрамор доставляли по Ладоге, а затем по Неве. Вот только до озера отсюда 40 километров. По разбитым дорогам транспортировали камень на телегах. И Монферран сказал: “Дорогу бы чугунную построить до Сердоболя и поезда пустить”. Но рельсы тут появятся нескоро. Кстати, нынешняя железная дорога от Сортавалы до Рускеалы совпадает с тем путем, которым везли на телегах мраморные куски.
В сезон, когда островные достопримечательности Карелии недоступны или очень дороги, горный парк Рускеала практически не имеет конкурентов. Тем более, что туда везет оформленный под старину “Рускеальский экспресс”. Обратно можно уехать на первой же электричке, которая стоит в несколько раз дешевле и идет быстрее. Но туда лучше ехать на красивом поезде, который тащит настоящий старинный паровоз.
Последний регулярный пассажирский поезд на такой тяге курсировал в конце 1970-х годов. Теперь это развлечение для туристов, но с исторической подоплекой. Насколько знаю, есть такие составы и в других частях России. Интерьер нашего поезда выполнили в стилистике “Николаевского экспресса” конца XIX столетия. Еду в вагоне первого класса.
Приехали. Локомотив окутывает паром всех близстоящих. Кажется, что сейчас к перрону подбежит Анна Каренина. Тут еще небольшое шоу для пассажиров. Чтобы паровоз развернуть в противоположную сторону, машинист заводит его на поворотный круг. Платформа делает оборот. Машинист дает гудки на публику.
Вход в парк - 450 рублей. Можно доплатить за эскурсию и посещение еще каких-то мест. Но здесь нормально гуляется и самому. Мрамор тут давно не добывают. Наверное, ничего не осталось. Зато образовалось озеро, которое и стало главным украшением Рускеалы. Особенно хорошо тут при ясной погоде. Водичка куда более жизнерадостного цвета. Но зато сейчас аскетичная красота сурового севера. Я такое тоже люблю.
Отличных видов хватает в любое время года. По озерцу иногда даже можно на лодке покататься. Сегодня желания не возникает.
Рядом есть Белая гора. Точнее, была. Сейчас только название. Полноценной горы я не увидел. Возможно, стала жертвой добычи полезных ископаемых. Но там сейчас красуются скульптуры. Особенно эффектны барельефные лица на скале.
Есть и пещеры. Похоже, тоже рукотворные. Вообще никто не заботился о красоте этого места изначально. К нему относились исключительно потребительски ради славы столицы. А вон как получилось! Можем же, когда не хотим.
Читайте также: Украинские фильмы снимают мастера из России. Смотр документалистики