Найти тему

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГОСАМОУПРАВЛЕНИЯ В МБОУ «ШКОЛА №86 Г. ДОНЕЦКА"

Все материалы не претендуют на оригинальность, проект писался с использованием сторонних источников.

Ивайкина Анастасия Петровна

педагог-организатор

МБОУ «Школа №86 г. Донецка»

1. Введение

Изменения в системе образования в последние десятилетия непосредственно связаны с процессом демократизации. Многие проблемы, которые приходится решать в этот период, требуют пристального внимания педагогической общественности и органов управления образованием. Еще треть века тому назад каждый педагог знал, что формирование активной позиции ученика возможно через вовлечение его в деятельность пионерской или комсомольской организации, имеющих четкую структуру, свои законы и традиции. Время неузнаваемо изменило общество, которое в свою очередь, предъявляет новые требования к учреждениям образования.

В связи с демократизацией общества возродилась идея детского самоуправления. Самоуправление тесно связано с таким явлением, как лидерство в детской среде. Ведь от того, кто оказывает влияние на группу детей, кто выступает в роли организации, зависит успешность решения организаторских задач.

Активизировать деятельность всех сразу невозможно. Грань между «пассивом» и «активом» будет стираться постепенно. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. В детских организациях проблеме воспитания «лидерства» всегда уделялось большое внимание. Ведь от того, насколько активны «вожаки», зависит успешность реализации всех планов объединений детей.

В кратком историческом обзоре генезиса педагоги­ческого феномена самоуправления Л.Ю. Савинова и К.С. Шибзухова указывают, что под самоуправлением нужно понимать самоорганизацию субъектов с целью управления собственной деятельностью [Савинова, 2016, с. 508-512]. С этих позиций наиболее удачным среди существующих дефини­ций является следующее определение: самоуправление школьников – это целенаправленная, систематическая, организованная деятельность учащихся, в процессе ко­торой они учатся управлять собой и коллективом, ре­шать задачи школьной жизни [Макаренко, 2016, с. 106-115].

Потребность в ученическом самоуправлении возникла на основе необходимости освоения уча­щимися основ самоорганизации, изучения законов, прав и обязанностей граждан. Затем самоуправле­ние учащихся стали связывать с решением задач дисциплинарного воздействия на школьников, нравственного формирования личности, а также дифференцированного воспитания молодежи, при­надлежащей к различным социальным группам и классам общества. Идея ученического самоуправ­ления как средства гражданского воспитания раскрывается в трудах Д. Дьюи, Г. Кершенштейнера. Многие известные просветители XVIII-XIX вв. (А. Дистервег, Л. Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов) считали, что у подрастающего поколения «нужно формировать такие качества личности, как самостоятельность, инициатива, активность, и вместе с тем воспитывать у него «об­щественные инстинкты», умение жить в коллекти­ве – товарищество, стремление к взаимопомощи, готовность приносить свою деятельностную поль­зу обществу.» [Салимова, Корнетов, 1988, с. 307].

Социальная значимость и актуальность данного проекта обусловлена современным подходом к пониманию сущности развития самоуправления, который предполагает создание условий для социального становления учащегося. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в педагогическом коллективе. Через свое участие в решении проблем воспитанники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни, получают возможность самовыразиться и самореализоваться, найти понимание, поддержку и защиту, стать активными участниками процесса социализации. [Недведцкая, Овчаркова, Воронин, 2011, с. 120.]

В свою очередь, участниками данного проекта являются все участники образовательного процесса: учащиеся с 1 по 11 классы, а также педагогический и родительский коллективы.

Цели ученического самоуправления в целом и данного проекта в частности:

- активизация процесса деятельности органов детского самоуправления на уровне школы;

- защита прав и интересов детей на разных уровнях;

- всесторонняя реализация детьми и подростками своих интересов, способностей, прав и свобод на принципах общечеловеческих ценностей;

- установление контактов, обмен информацией, координация действий участников Совета старшеклассников и реализация совместных проектов.

Цели определяют задачи проекта:

- активизация и совершенствование содержания, направлений и форм деятельности структуры ученического самоуправления;

- содействие развитию общественно-гражданского опыта школьников, социальной активности и ответственности;

- формирование навыков самоуправления, социальной активности и социальной ответственности в процессе практической общественной деятельности;

- формирование личности, ее общественно-государственного опыта, стимулирование, развитие и реализация творческого потенциала подрастающего поколения.

Ученическое самоуправление – это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни [Недведцкая, 2011, с. 254]. Самоуправление дает возможность воспитанникам попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки.

Опишем опыт организации самоуправления в МОУ «Школа №86 г. Донецка». Большинство учащихся с удовольствием участвуют в общественных делах школы, что благотворно влияет на их стремление к самоуправлению, самореализации в различных сферах общественной жизни. Современный подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащегося. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в педагогическом коллективе. Через свое участие в решении проблем дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни, получают возможность самовыразиться и самореализоваться, найти понимание, поддержку и защиту, стать активными участниками процесса социализации [Недведцкая, Воронин, 2011, с. 120].

Прежде всего стоит сказать, что существует возрастная специфика осуществления самоуправления школьниками. Достаточно ярко она проявляется у младших школьников. Считаем, что в начальной школе организация самоуправления возможна и необходима. Возможность обусловлена психолого-педагогическими особенностями младших школьников, такими как: их доверием к взрослым, интересом и готовностью к взаимодействию с окружающим миром, высокой подражательностью и произвольной регуляцией поведения на основе полученных от взрослых правил и образцов, осознанием личностной ответственности.

Необходимость организации самоуправления младших школьников определяется тем, что в этот возрастной период закладываются основы для интенсивного развития самоуправления и, как следствие, для развития гражданской идентичности в подростковых классах. В основе организации самоуправления младших школьников лежат поручения. Поручение может быть индивидуальным, при этом смена поручений должна происходить после двух недель – месяца. Обязательна работа по формированию способов выполнения поручения. При выполнении поручений вводятся игровые приемы. Существуют коллективные поручения, которые могут наименоваться как чередование традиционных (творческих) дел. В этом случае также необходима помощь в продумывании их осуществления. Постепенно поручения младшим школьникам начинают объединяться и усложняться [Фалалеева, 2016, с. 187-190.]. В этот период внимание акцентируется на формировании умений и навыков планирования деятельности, ее подготовки, проведения и совместной рефлексии.

Возрастной особенностью подростков, оказывающей доминирующее влияние на организацию самоуправления, является чувство взрослости как осознание себя взрослым человеком, личностью, имеющей такие же права и обязанности как любой более старший человек. При этом появляются новые способы социального взаимодействия подростка и взрослого, возникающие благодаря созданию общности взрослого и подростка, расширения сферы их сотрудничества [Беспалова, 2003, с. 48].

В связи с этим встает вопрос о степени участия взрослых в самоуправлении подростков. Участие взрослых в самоуправлении подростков позволяет формировать необходимые для самоуправления компетенции, накопить опыт самоуправления. Одновременно под педагогическим руководством происходит развитие самоуправления подростков посредством усложнения задач самоуправления; расширения видов деятельности, осуществляемых с помощью самоуправления; привлечения к самоуправлению новых членов детского коллектива; а также поэтапной передачи полномочий и ответственности детскому коллективу. При этом, мы убеждены, что даже в старших классах, достигших высокого уровня развития коллектива, только сочетание самоуправления школьников, педагогического руководства и родительского комитета дает гарантию полноценной жизнедеятельности коллектива старшеклассников, препятствует появлению в нем негативных явлений.

2. Структура ученического самоуправления

2.1 Школьное собрание

Совет старшеклассников МОУ «Школа № 86 г. Донецка» «Лидер» состоит из органов ученического самоуправления классов через представительство делегатов с 5-го по 11-й классы. Структура органов ученического самоуправления в МОУ «Школа №86 г. Донецка» представлена следующим образом:

Школьное собрание

  • Президент школы
  • Министерство дисциплины и образования
  • Министерство рекламы и информации
  • Министерство культуры и досуга
  • Министерство здоровья и спорта
  • Министерство труда и волонтерской деятельности
  • Администрация класса

В своей деятельности Совет старшеклассников МОУ «Школа №86 г. Донецка» «Лидер» руководствуется:

  • Всеобщей декларацией прав человека (статья № 21);
  • Конституцией ДНР
  • Законом ДНР «Об образовании» (статья №3; №23; №30);
  • Конвенцией о правах ребенка (статья 13, статья 29);
  • Уставом учебного заведения;
  • Положением об ученическом самоуправлении учебного заведения;
  • Положением о Совете учебного заведения;
  • Положением о выборах Лидера учебного заведения;

Высшим избирательным органом ученического самоуправления является Школьное собрание, которое проводится в начале учебного года делегатами от 5-11 классов. Это Собрание решает все вопросы жизнедеятельности ученического самоуправления:

  • утверждает Положение об ученическом самоуправлении и вносит в него изменения;
  • устанавливает дату выборов Лидера школы;
  • заслушивает отчеты Совета самоуправления, дает оценку его деятельности;
  • формирует органы самоуправления, определяет их полномочия;
  • планирует работу центров Совета самоуправления;
  • вырабатывает предложения по совершенствованию работы учебного заведения в адрес администрации.

Затем в школе проходят выборы Лидера (Президента) и лидеров Министерств (министров). Кандидатами могут быть только учащиеся 8-11 классов. В качестве избирателей на выборах принимают участие учащиеся 5-11 классов, учителя и общешкольный родительский комитет.

В ученический Совет самоуправления входят: Лидер школы, лидеры классов (учащиеся 5-11 классов), куратор. Собирается Совет школьного ученического самоуправления 1 раз в месяц или по необходимости: обсуждает вопросы, определяющие общие перспективы деятельности Совета школьного ученического самоуправления и центров, обеспечивает стратегию в реализации поставленных целей.

Можно выделить главные направления деятельности ученического Совета школы:

  • законотворческая – разработка, принятие и реализация различных локальных нормативных актов, регламентирующих жизнедеятельность образовательного учреждения;
  • координирующая – координация деятельности коллективов субъектов образовательного учреждения по подготовке и обсуждению проектов школьных нормативных документов, параллельному согласованному обучению членов органов самоуправления по вопросам самоуправленческой деятельности, по срокам и технологии планирования работы и т.д.;
  • организаторская – выявление и обмен мнениями членов школьного коллектива и родителей по вопросам совместной работы, выработка согласованных управленческих решений по ним, организация совместных мероприятий (общешкольных собраний, конференций, «круглых столов», дискуссий, школьных праздников, экскурсионной деятельности);
  • изучение потребностей и интересов всех субъектов школьной жизни; итоги этой работы и полученные рекомендации становятся основой дальнейшей деятельности;
  • гармонизация взаимоотношений участников образовательного процесса – работа по достижению согласия, взаимопонимания школьных работников, учащихся и родителей, согласованию их прав и обязанностей, по разрешению различных спорных вопросов и конфликтов;
  • совершенствование образовательного процесса – проведение экспертной оценки проектов перестройки учебно-воспитательного процесса, выявление и реализация резервов его улучшения, разработка и внедрение мер стимулирования общественной работы педагогов, учащихся, родителей;
  • контролирующая деятельность – контроль за полнотой и своевременностью выполнения принятых решений, ходом подготовки плановых мероприятий, выполнением содержащихся в Уставе образовательного учреждения прав педагогов, учащихся и родителей и др.

2.2 Президент школы

Раз в три года на начало учебного года проходят выборы Президента школы, который

  • организует стратегическое планирование деятельности Совета ученического самоуправления учебного заведения;
  • определяет повестку дня и председательствует на заседаниях;
  • организует работу по согласованию деятельности ученического Совета учебного заведения с администрацией учебного заведения, методическими объединениями и другими органами, существующими в учебном заведении;
  • координирует работу Министерств;
  • осуществляет контроль исполнения решений Совета школы.

2.3 Министерства ученического самоуправления

В структуру ученического самоуправления нашей школы входят пять министерств: «Министерство дисциплины и образования», «Министерство рекламы и информации», «Министерство культуры и досуга», «Министерство здоровья и спорта», «Министерство труда и волонтерской деятельности». В состав каждого Министерства входят учащиеся, отвечающие за работу такого подразделения в своем классе. Руководит работой Министерства министр (учащийся 8-11 классов), который выбирается большинством голосов на Школьном собрании. При необходимости помощь оказывает куратор, который только поддерживает и консультирует ребят, но не руководит ими.

Министерство Дисциплины и образования – организует мероприятия познавательного характера, проводит интерактивные игры, помогает педагогам в подготовке и проведении предметных олимпиад, анализирует успеваемость в школе, организует проверку дневников, помогает слабоуспевающим учащимся.

Министерство Культуры и досуга– организует и проводит школьные вечера, дискотеки, выставки, встречи с интересными людьми, экскурсии, поездки в театры и музеи; ведет учет и разрабатывает систему поощрений творческих достижений учащихся, разрабатывает сценарии мероприятий, праздников.

Министерство Спорта и здоровья– организует и проводит спортивные праздники и мероприятия, проводит просветительскую работу по здоровому образу жизни, ведет учет спортивных достижений учащихся.

Министерство Рекламы и информации– освещает события, происходящие в школе и вне ее, обновляет информационный стенд Совета школы, ведет страничку в социальной сети ВКонтакте.

Министерство Труда и волонтерской деятельности – следит за сохранностью школьного имущества, организует трудовые десанты, субботники, генеральные уборки, оказывает помощь ветеранам войны.

На заседаниях Министерства планируют и организуют свою повседневную работу, дают общественные поручения, задания классам или отдельным учащимся, заслушивают отчеты о выполнении поручений, используют различные формы поощрения и порицания учащихся. Заседания Министерств проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

2.4 Отчетная конференция

В конце учебного года проводится отчетная конференция, которая представляет собой творческий отчет о достижениях и успехах Совета школы, каждого Министерства, классных коллективов. С целью активизации деятельности классов проводится конкурс на «Лучший класс года». Его итоги подводятся по четвертям и в конце учебного года. На празднике последнего звонка классу-победителю вручается переходящий кубок.

3. Проблематика развития

ученического самоуправления в школе

В основе функционирования разработанной и реализуемой нами программы развития ученического самоуправления лежат следующие принципы: равноправия, выборности, обновляемости и преемственности, открытости и гласности, демократии, законности, целесообразности, представительства, гуманности, коллегиальности и персональности, совета и согласия, свободы и самостоятельности, критики и самокритики, распределения полномочий, отчетности [Бочкарев, 2001, с. 192].

Целесообразно процесс развития ученического самоуправления отобразить с помощью трех этапов.

I этап (декабрь – май 2021 г.) (диагностический) – изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления и путях её разработки; диагностирование внутришкольного пространства отношений.

II этап (сентябрь 2022 г. – май 2023 г.) (реализация и развитие системы ученического самоуправления) – совершенствование модели самоуправления с учётом предложений членов школьного коллектива; утверждение, оценка разработанной модели и формирование на её основе органов ученического самоуправления. Подготовка актива к реализации и совершенствованию модели ученического самоуправления в школе.

III этап (июнь 2023 г.) (практико-обобщающий) – мониторинг реализации программы с последующей коррекцией. Обработка и интерпретация данных; соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами; разработка рекомендаций «Проблемы и перспективы деятельности ученического самоуправления в современной школе».

Первый этап предполагает постановку вопросов об ученическом самоуправлении на заседаниях методических объединений педагогов школы, педагогических советах, совещаниях классных руководителей, учителей-предметников, родительских и ученических собраниях. Подготовка специальных методических выставок по проблеме ученического самоуправления. Изучение передового опыта по самоуправлению. Анализ использование различных форм изучения общественного мнения педагогов, учащихся, родителей по разработке модели или путей совершенствования ученического самоуправления: дискуссий, анкетирования. Следующим этапом со включением в работу школьного психолога и социального педагога должна быть проведена диагностика межличностных, внутри-, межвозрастных и других отношений детей в рамках школы [Корозникова, 2010, с. 230-233].

Предлагаем анкетирование с вопросами следующего содержания:

  1. Что такое самоуправление?
  2. Для чего нужно самоуправление?
  3. Хотели бы вы быть активным членом ученического самоуправления?
  4. Чтобы вы хотели изменить в работе школьного самоуправления?
  5. Чем бы вы могли быть полезны школьному самоуправлению?

Такие открытые вопросы помогут выявить уровень потребности учащихся в реализации своей социальной активности через участие в органах самоуправления.

Второй этап предполагает анализ и обобщение собранных предложений в ходе изучения общественного мнения. Происходит формирование творческой группы для разработки конкретных документов, определяющих структуру и содержание деятельности органов ученического самоуправления в школе, включение в разработку конкретных документов учащихся, родителей, педагогов. Обсуждение разработанной модели ученического самоуправления и документов, определяющих содержание деятельности в педагогическом, родительском и ученическом коллективах. Творческая группа собирает предложения и практические замечания по совершенствованию разработанных документов. Проводится экспертная оценка разработанных документов. Проходят выборы органов ученического самоуправления.

На втором этапе работы должны быть собраны, проанализированы и обобщены все предложения по созданию органов ученического самоуправления. Целесообразно сформировать творческую группу, которая занялась бы разработкой конкретных документов, определяющих структуру и содержание деятельности органов ученического самоуправления в школе. В эту группу должны входить не только члены педагогического коллектива, но и родители, учащиеся, а также представители общественности. На этом этапе должны быть разработаны: Положение об общешкольной конференции, Положение о Совете школы, Положение о Совете учащихся, Положение о конкурсе «Ученик года», Положение о конкурсе «Класс года» и др. Происходит обсуждение модели самоуправления во всех коллективах школы: педагогическом, родительском и ученическом.

Без сомнения, основными средствами формирования профессионально и личностно значимых качеств обучающихся являются: игры, проекты, практикумы, тренинги, семинары, дебаты, диспуты, дискуссии, референдумы, собрания, круглые столы, элективные курсы, работа творческих лабораторий и спортивных секций, самостоятельные (без участия взрослых) дежурства учащихся в школе и классе, средства массовой информации школы и др.

Каждый ученик получает в системе ученического самоуправления роль в соответствии со своими способностями и мотивами. Большая роль в целях приобретении опыта самоорганизации и рефлексивной деятельности учащихся отведена в системе таким организационно-дидактическим средствам как выборы Президента Совета самоуправления, клуб «Лидер», цель деятельности которых – активизация общественной деятельности обучающихся, реализация их права на участие в процессе демократизации школьной жизни, создании условий для самореализации и обогащения социального опыта.

При этом педагогическое руководство целенаправленно сочетается с самоуправлением учащихся, что позволяет объединить в социально значимой деятельности взрослых и учащихся различных возрастных групп [Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. Книга для учителя и социального педагога, 2004, с. 112]. Большое внимание уделяется разработке и использованию инновационных педагогических технологий образовательно-развивающей деятельности: исследовательской, дискуссионной, моделирующей, рефлексивной, метода проектов, который позволяет широко использовать идеи обучающихся, дает простор для фантазии и их реального воплощения. Проектная деятельность учащихся в системе ученического самоуправления строится из отдельных логически взаимосвязанных, развивающихся проектов, которые могут быть длительными и кратковременными, индивидуальными и групповыми, разработанными детским коллективом в сотрудничестве с педагогами и родителями [Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для преподавателей школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работ, 2003, с. 160].

Третий этап включает подготовку выборного ученического актива к организаторской работе в органах самоуправления; составление памяток работы актива и подразделений органов ученического самоуправления. Кроме того, обобщается опыт работы ученического самоуправления, оформляется и описывается опыт работы по формированию органов самоуправления в школе.

Система ученического самоуправления способствует, с одной стороны, развитию коллегиальных демократических форм управления школой, а с другой – содействует подготовке обучающихся к реализации организаторских функций в будущей жизни, создает необходимые условия для социального, профессионального становления и самореализации личности, ее самоопределения в системе жизненных ценностей.

4. Заключение

Сформированы ожидаемые результаты реализации Проекта развития ученического самоуправления:

  • совершенствование содержания, направлений и форм деятельности структуры ученического самоуправления;
  • активное развитию общественно-гражданского опыта школьников, социальной активности и ответственности;
  • сформированные навыков самоуправления, социальной активности и социальной ответственности учащихся;
  • сформированные личности, с их общественно-государственным опытом, с реализованным творческим потенциалом.

Оценку результатов данного проекта планируется провести с помощью входного и выходного комплекта тестов и диагностических заданий: «Творческая активность» (методика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Воловича), «Коммуникативные склонности и организаторские способности» (методика Р.В. Овчаровой), «Социализированность личности» (методика М.И. Рожкова), «Гражданственность и социальная зрелость» (методика М.И. Шиловой), «Толерантность» (методика Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Н.В. Высоцкой).

Система диагностики и контроля эффективности функционирования системы ученического самоуправления также должна включать: индивидуальные собеседования, социометрию, анкетирование, результаты конкурсов, акций. [Степанова, 2001, с. 128]. Следует также отметить значимость социальных медиа в жизни современных учащихся: площадкой, где будет освещена деятельность по реализации данного проекта станет школьная группа в социальной сети ВКонтакте, а также интерактивный раздел внутри школьного сайта.

Самоуправление способно оказывать эффективное педаго­гическое воздействие на отдельную личность и группу воспитанников, корректировать и регули­ровать их поведение и деятельность. Работа по совершенствованию ученического самоуправления – творческий процесс. Администрация школы держит эту работу на постоянном контроле.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

1. Одним из эффективных способов управления процессом социализации и воспитания учащихся можно считать ученическое самоуправление, так как для формирования собствен­ной позиции ребёнку необходимы ориентиры и навыки, формируемые в совместном творче­стве и деятельности со всеми участниками педагогического процесса.

2. Именно самоуправление ускоряет навыки общения, прививает нравственные качест­ва, чувство взаимопомощи и помогает учащимся в адаптации к новым требованиям и усло­виям жизни.

3. Участие в ученическом самоуправлении, активная внеклассная работа, позволяет учащим­ся выявить свои способности, реализовать их в работе секций, кружков, клубов и приобрести на­выки существования в социуме, что очень понадобиться им во взрослой жизни.

4. Несомненно, самоуправление не является самоцелью, но мы уверены, что хорошо нала­женная самоуправляемая детская организация является той развивающей средой, которая позволя­ет нам решать воспитательные задачи с позиции личностно-ориентированного подхода.

Список использованной литературы

1. Антология педагогической мысли: в 3 т. Т. 1: Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессио­нальной подготовке / сост. К. И. Салимова, Г. Б. Корнетов. – М., 1988. – 447 с.

2. Беспалова, Г.М., Виноградова, Н.М. Социальное проектирование подростка. Как изменить отношения в школе. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 48 с.

3. Бочкарев, В.И. Директору школы о самоуправлении: Пособие для руководителей общеобразовательных школ. / В.И. Бочкарев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 192 с.

4. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.

5. Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для преподавателей школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работы. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 160 с.

6. Корозникова, А. А. Развитие школьного ученического самоуправления: Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2010, – 230-233 с.

7. Макаренко, О.А. Ученическое самоуправление как ресурс формирования активной гражданской позиции современного школьника // в сборнике: Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. И.В. Васютенковой, 2016. – 106-115 с.

8. Недведцкая, М.Н. Модернизация воспитательной системы школы: анализ, направление, содержание. – М., 2011- 254 с.

9. Недведцкая, М.Н., Овчаркова, А.А., Воронин, О.А. Самоуправление в школе: стратегии, субъекты, содержание. – М., 2011. – 120 с.

10. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. Книга для учителя и социального педагога. – М.: Новая школа, 2004. – 112 с.

11. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. Книга для учителя и социального педагога. – М.: Новая школа, 2004. – 112 с

12. Савинова, Л.Ю., Шибзухова, К.С. К вопросу гражданского воспитания в начальной школе // Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал. 2016. – 508-512 с.

13. Фалалеева, И.В. Организация деятельности классного сообщества как условие формирования социально активной личности младшего школьника // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016. № 1 (7). – 187-190 с.

Донецк
1652 интересуются