В предыдущей статье я рассказывал о неврозах и психозах, описанных в книге Берна "Транзакционный анализ", а в этой мы поговорим об их лечении, на основании опыта того же Берна.
Лечение неврозов.
Прежде чем начинается само лечение, человек, страдающий неврозом (Берн называет таких невротиками и невропатами, разница видимо в степени страдания), должен оказаться у терапевта.
Мы помним, что при неврозе внутренний Ребенок получает значительное влияние через заражение Взрослого. И вот этого Ребенка влечет в кабинет психиатра желание, чтобы врач научил его играть свою игру как можно радостнее. У психиатров даже есть шутка:
Невропат идёт лечиться, чтобы научиться, как стать лучшим невропатом.
То есть для Ребенка страдающего человека не стоит задача избавиться от невроза и этого заражения Взрослого, наоборот, он хочет еще большего увеличения своего влияния через изучение ситуации и сопротивление действиям терапевта.
Задача же терапевта - избавить Взрослого от заражения Ребенком и сделать это таким образом, чтобы Ребенок не спохватился прежде времени и не убежал (вместе с самим человеком, естественно).
О лечении неврозов Берн пишет следующее:
Психотерапия неврозов последовательно решает четыре задачи:
1) симптоматический контроль;
2) облегчение симптомов;
3) трансференциальный курс;
4) психоаналитический курс.
С первыми двумя задачами вроде все понятно: терапевт совместно с клиентом изучает симптомы состояния, контролирует и облегчает их.
Трансференциальный курс означает замещение терапевта Родителем. Естественно Родитель должен быть заботливым, а не критикующим.
Зачастую неврозы возникают из-за утраты (смерти или отъезда) родителя в детстве клиента и прерывания привязанности и отношений. Родитель у таких детей оказывается сформирован недостаточно завершенно.
И если при стадии облегчения симптомов терапевт заменяет собой незавершенного Родителя, то в трансференциальной стадии терапевт занимается формированием и завершением этого Родителя и передает ему свои функции. Берн пишет:
Терапевт предлагает пациенту возобновить игру, которая была прервана в детстве из-за смерти или отъезда родного отца. При этом Ребёнок может получить удовлетворение и облегчение даже большее, чем в реальной действительности в детстве.
Психоаналитический курс лечения означает ликвидацию растерянности Ребёнка с помощью Взрослого, частично обеззараженного. Откуда берется эта растерянность?
А растерянность эта является следствием брошенности или отторжения со стороны реальной родительской фигуры, пережитая человеком в детстве.
В детстве он не смог найти объяснение такому поведению родителя, метался от самообвинения (что зачастую приводит к самоповреждающему поведению как наказанию, чтобы снизить чувство вины) до гнева и агрессии (что в свою очередь приводит к жестокости по отношению к окружающим и продолжению этого сценария в отношении своих близких).
Таким образом, у невропатов Родитель обычно является врагом номер один. Поэтому стоит сложная задача примирения (прежде всего внутреннего) и нормализации взаимодействия эго-состояний.
У шизофреников для проведения работы наблюдается лучшая картина: Родитель, Взрослый и врач объединяются против распоясавшегося Ребёнка. Втроём они решают не позволять Ребёнку втравливать себя в истории.
Лечение Психозов.
Психозы, как и неврозы, вызываются заражением Ребенком Взрослого. Психозы бывают активные и латентные.
При активном психозе Ребёнок - это ощущаемое эго-состояние, он имеет исполнительную власть, то есть человек чувствует себя как в детстве и ведет себя соответствующе.
При этом Взрослый либо совсем смещён и не может оказывать разумного и сдерживающего влияния на мысли, чувства и поведение Ребенка, либо существенно заражен Ребёнком и сотрудничает с ним.
Такое сотрудничество может приводить к следующим расстройствам личности: психопатии и паранойе, мании величия и легкой депрессия.
Для психотерапевта конечная цель лечения - возведение Взрослого в роль управляющего эго-состояния человека и чтобы это эго-состояние ощущалось самим человеком.
Задача эта осложняется тем, что сколько бы не говорил нужного и полезного психотерапевт своему клиенту при психозе, это все воспринимается Ребёнком клиента.
И тут многое зависит от его расположения к терапевту. Это расположение нужно приобрести, причем вести себя искренне и последовательно, иначе Ребенок откажется сотрудничать и задачи терапии не смогут быть выполнены.
И Ребёнок клиента знает, что все обращения к Взрослому касаются его, Ребёнка. То есть он контролирует эти обращения и их влияние на Взрослого.
А если Ребёнок сам находится в помрачении, то наблюдается острый случай психоза, когда пациент труднодосягаем. Тут без предварительного медикаментозного лечения просто не обойтись, нужно в первую очередь снимать это помрачение, чтобы уже потом достучаться до Ребенка.
Отсюда Берн озвучивает два правила для начала работы:
1) чтобы предпринять психотерапии, надо выбрать период наименьшего помрачения;
2) пациент перед этим должен иметь возможность как следует познакомиться с врачом.
Выбрать, или привести клиента к этому наименьшему помрачению с помощью лекарств. К сожалению, трудности добавляет возможное нежелание употреблять лекарства клиентом добровольно.
В таких случаях, с учетом остроты психоза, требуется заключение врача и согласие родственников на применение таких лекарств.
А если при знакомстве с терапевтом, у клиента (прежде всего его Ребенка) вдруг возникает неприязнь к нему, и эту неприязнь не удается победить, то терапевта необходимо сменить.
Следующие правила, по мнению Берна, необходимы для продолжения работы с клиентом при психозе:
3) сначала надо позволить Ребёнку действовать по его усмотрению;
4) после того, как Ребёнок устанет, первое же обращение к Взрослому должно быть сделано в подходящий момент на бесспорно твёрдом Взрослом языке.
Реализация третьего правила позволит успокоить Ребенка, показать ему, что он контролирует ситуацию и находится в дружественной среде.
А четвертое правило требует от терапевта большого опыта и мастерства, ибо неправильный момент и способ обращения ко Взрослому может стать выстрелом мимо цели, насторожит или напугает Ребенка клиента, и тогда придется возвращаться к более ранним стадиям работы, если она вообще будет возможна с этим терапевтом.
Что касается латентных психозов, то по своей природе они трудновыявляемы, однако на них может указывать нарушенная способность Ребёнка клиента к связям.
Дальнейшее лечение, как и в случае с неврозами заключается в очистке от заражения границы между Ребёнком и Взрослым, а затем укрепление ее и передача управления Взрослому.
Вторая цель при этом лечении - ликвидация состояния смущения (растерянности) Ребёнка, откуда берется это смущение вы уже знаете из раздела о лечении неврозов.