Заключение
На архитектурно-градостроительную концепцию и Техническое задание на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ (включая проектные, строительно-монтажные, пусконаладочные работы, поставку оборудования, а также работы по реставрации с приспособлением для современного использования объектов культурного наследия)
по объекту «Развитие Центрального Московского ипподрома»
1. Концепция.
Центральное историческое здание
Центральный Московский ипподром (далее ЦМИ) является знаковым объектом культурно-исторической среды Москвы. Памятником архитектуры и уникальным объектом является историческое здание трибун, построенное после пожара 1947г. академиком архитектуры И.В. Жолтовским. Здание находится в аварийном состоянии вследствие бессистемной эксплуатации, многочисленных приспособлений и отсутствия полноценных ремонтов (в частности кровли). Здание подлежит научной реставрации с приспособлением под современные технологии с учетом полноценного целевого использования всей площади сооружения.
Концепция предусматривает именно этот режим реставрации, однако при проектировании следует учесть контингент и количество потенциальных посетителей, учитывая экономику и потенциальную наполняемость объекта. В настоящее время организованный ресторан на открытой трибуне, заполнен только в дни больших призов.
Сооружение дополнительной ВИП трибуны нецелесообразно, это элемент, который значительно повысит стоимость реконструкции всего объекта. Вместо отдельно стоящей ВИП трибуны можно предложить сделать административный служебный корпус на месте существующего здания столовой, которое не представляет исторической ценности. В этом здании может размещаться администрация и иные службы, которые в настоящее время занимают место в Центральной трибуне.
Зона «дорожки ипподрома»
Сокращение площади бегового круга и количества дорожек противоречит потребности ежедневного тренинга всего поголовья лошадей, находящихся на ипподроме, и обеспечения безопасности и проведения полноценного тренировочного процесса.
Длина призовой беговой дорожки должна соответствовать стандартной, обеспечивать удобное проведение испытаний рысистых лошадей на стандартные дистанции (1600, 2400,, 3200, 4800). Изменение её длины должно быть согласовано с ВННИ коневодства
Организация паркинга в центре бегового круга является репликой решения западноевропейских ипподромов, где площади не позволяют разместить транспорт вне границы спортивного производственного объекта.
Решения по тоннелям вывода лошадей на круг, парковке и иных сооружений должно быть тщательно проверено и согласовано с профессиональным сообществом: коневладельцами, наездниками, ветеринарами.
Ремонт существующих дорожек проводился 2 года назад и качество дорожек удовлетворительное, по отзывам наездников. Требуется лишь квалифицированный уход. 4 дорожки настоящее время обеспечивают полноценный тренинг лошадей разного возраста.
В целях обеспечения безопасности следует предусмотреть более, чем 2 плоскостных съезда с дорожек.
Зона конюшен
В настоящее время зона конюшен представляет собой парковую зону с расположением параллельно длинной стороне дорожек комплекса кирпичных одноэтажных строений.
На передней линии находится двухэтажная конюшня, а также «Международный конный клуб Прадар», имеющий в своем распоряжении манеж, открытый плац, левады и конюшни. Клуб предоставляет услуги по верховому классическому спорту и строительство второго стандартного клуба с классическими видами спорта, т.е. с непрофильными лошадьми представляется нецелесообразным. Тем более, что под второй классический клуб предполагается отчуждение более 10 га из42 га общей площади всего комплекса ЦМИ. Кроме того, Проектируемый проезд 1808 к Белорусскому вокзалу, хоть не затрагивает в плане капитальные строения, но некоторая площадь от ЦМИ отчуждается.
Предлагаемая новая планировка не учитывает особенности тренинга основного контингента рысистых лошадей – в плане большое количество крутых поворотов и пересечений потоков. Существующая планировка параллельных длинных корпусов учитывала все особенности тренинга, гендерные особенности лошадей. Каждое тренотделение располагало собственной небольшой левадой и водилкой, что снижает также опции распространения вирусных заболеваний среди лошадей.
В концепции не указан материал стен конюшен, из чего можно предположить современные легкие и дешевые материалы (бетон, блоки, панели с минеральным наполнителем и тп), что потребует дополнительного отопления, возможности образования конденсатов и может неблагоприятно сказаться на благополучии лошадей.
Существующие конюшни 70-х гг постройки – кирпичные, требуют всего лишь ремонта, в первую очередь ремонта кровли, который не проводился много лет. Многие капитальные строения уже были отремонтированы за счет коневладельцев.
Следует провести надлежащее обследование всех строений и не нарушая существующей планировки произвести капитальный ремонт, в отдельных случаях действительно необходимо новое строительство.
Основная проблема зоны конюшен – состояние коммуникаций, которые следует заменить, что возможно поводить без остановки производственного тренировочного процесса на ЦМИ.
На территории ЦМИ существует большое количество самостроя, ветхих и аварийных строений, которые следует снести и рационально использовать освободившуюся территорию в интересах основного потребителя услуг ЦМИ – коневодческой отрасли.
Производственная территория ЦМИ должна оставаться закрытой зоной в целях обеспечения безопасности.
Заключение
Центральный Московский ипподром – первый беговой ипподром в мире, начавший свое существование в1834 году благодаря Императорскому Обществу охотников рысистого бега является абсолютно уникальным и самобытным объектом. Уже потом в других странах стали строится ипподромы, имея в качестве примера Центральный московский ипподром. Именно в целостности всего ансамбля заключается его уникальность и узнаваемость. Это знаковый объект столицы Российской Федерации, это краеугольный камень коневодческой отрасли, во флагманских конных заводах которой выращивают легендарных Орловских рысаков – нашу гордость и национальное достояние. Мы должны гордиться и уважать нашу историю и культуру и остановить превращение Московского ипподрома в заурядный конный клуб, которых вполне достаточно и на территории Москвы и Московской области.
В2026 году, к 250-летию Орловского рысака мы не имеем права уничтожить нашу гордость – Центральный Московский ипподром.
2. Техническое задание
Представленный документ разработан на основании Концепции и содержит все разделы, необходимые для технического задания на выполнение указанных работ.
1. Раздел 1.17, который содержит перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих безопасность, качество, технические и функциональные характеристики объекта отсутствуют документы Министерства сельского хозяйства, методические рекомендации сельско-хозяйственных научных учреждений, регламентирующие порядок содержания и испытания спортивных племенных лошадей, что является основной функцией объекта «Ипподром».
Фор-проект, вынесенный на обсуждение узкого круга профессионального сообщества сделан без учета таких требований и содержит проектные решения, примененные для ипподрома Венсенн в Париже и иных недружественных стран, который имеет иные характеристики, порядок испытаний и существует в иных условиях эксплуатации.
2. Раздел 2.4. Исходные данные для проектно-изыскательских работ содержат информацию, из которой не следует что полномасштабные инженерные изыскания, технические обмеры и обследования были проведены.
3. Раздел 2.4. (2) Обще требования к этапности проектно-сметной документации следует проработать тщательно, так затягивание стадии «П» при условии требуемого освобождения площадей, предлагаемых к застройке, приведет к увеличению сроков всего инвестиционно-строительного процесса.
4. Раздел 2.7. содержит упоминание «Технологического задания», однако этот документ также недоступен. Раздел 2.18 о технологических решениях также не содержит никакой информации, кроме отсылки к ФЗ 184 от2002 г. О техническом регулировании»
5. Требования к составу сметной документации содержат исключительно разделы по обеспечению финансирования проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ» , что никак не связано с называнием проекта «Развитие Центрального московского ипподрома» - основным функционалом которого является испытание и содержание племенных лошадей.
6. Раздел 2.26 Дополнительные требования также не содержит никаких положений, связанных с основным функционалом ипподрома.
7. Весьма подробно расписан раздел, содержащий требования к информационной БИМ-модели, что свидетельствует о том, что представленное Техническое задание является типовым для Московского объекта и слегка адаптировано для объекта «Московский ипподром».
8. По приложению 1.
Перечень помещений требует серьезной ревизии по площадям и расположению. Для объединенных конюшен на 76 – 224 головы не предусмотрены левады в достаточном количестве. На визуальном форпроекте к П-образному зданию конюшен примыкает 2 большие левады, которые не смогут обеспечить нормальный выгул лошадей.
В целом, Техническое задание содержит все разделы для стандартного объекта, включающего, в том числе, объект с реставрацией с приспособлением. Из технического задание не следует ни предусмотренного общественного обсуждения, ни привлечения профессионального сообщества к контролю за этапом изысканий, проектирования и строительства.
Проект назван «Развитие Центрального Московского ипподрома», видимо, основные положения содержатся в недоступной Концепции. Концепция должна предусматривать, по аналогии с московской программой реновации, большую работу по подготовке тренотделений ЦМИ к переезду и подготовке мест для размещения лошадей и тренперсонала.
Считаю настоящее Техническое задание не отвечающим задачам проекта «Развитие Центрального Московского ипподрома», требующим доработки по детализации функционала ипподрома, как испытательной площадки коневодческой отрасли.
В целом проект не проработан, время с момента выхода указания Президента о реконструкции ипподрома упущено, о чем должно быть проинформировано руководство Министерства Сельского хозяйства