Идея создания рельсотрона родилась не вчера – первые попытки создания установки, которая способна разгонять снаряд с помощью электромагнитного поля датируются серединой позапрошлого века. В начале двадцатого столетия этой идеей занимались разные ученые, но по-настоящему добиться успеха удалось только после 2011 года.
Военных интересует рельсотрон по той причине, что это чудо-оружие позволяет запускать снаряд, имеющий небольшую массу, с большой скоростью, которая превышает 2500 м/с. Чем примечательна эта граничная скорость? Тем, что это предел возможностей современной артиллерии, связанный с особенностями конструкции и свойствами материалов.
Как считают реалисты, теоретически эффективная дальность стрельбы рейлгана может составлять 200 км, а скорость 7 махов. От такого оружия трудно защититься, особенно, учитывая, что оно находится далеко за линией фронта. Если добавить к мощи высокую точность, то врагу однозначно не поздоровится при условии, что он будет оставаться неподвижной мишенью.
Если разместить рельсотрон на корабле, то не придется перевозить тонны взрывоопасных грузов. Это позволит повысить безопасность судна и сэкономит место в трюме, ведь новый боезапас более компактный и менее массивный по сравнению с традиционными видами.
Американские военные возлагают большие надежды на рейлганы, которые можно использовать в качестве ПВО. Скорость снаряда, выпущенного из такой пушки, превышает скорость любого пилотируемого летательного аппарата. Однако бороться с беспилотниками и ракетами с помощью такого чудо-оружия затруднительно, так как непонятно как обеспечить точность стрельбы на дальних дистанциях.
Чрезвычайно высокое энергопотребление рейлганов ставит под сомнение эту затею в принципе. Например, эсминец Zumwalt располагает внушительным запасом – целых 58 МВт, половина из которых пойдет на работу рельсотрона. Однако далеко не все корабли могут похвастаться такими мощностями, поэтому оснащение их новом оружием находится под сомнением.
Большие габариты установок – еще один сдерживающий фактор. Впечатляющая теоретическая дальность становится менее пугающей, если учесть, что скорость полета болванки не корректируется, так как на снаряде нельзя установить систему управления. Если придется стрелять за горизонт, то нужно будет учитывать множество факторов, чтобы добиться точности огня. Увеличить поражающую силу с помощью взрывчатого вещества по объективным причинам нельзя.
Все эти недостатки рельсотрона планируют нивелировать дешевизной снарядов, но пока каждый выстрел – это $50 тыс. на ветер. Конечно, это не дорогостоящий реактивный снаряд, но цена сопоставима с управляемым снарядом M712 Copperhead, который уже стоит на вооружении.
Искать плюсы и минусы рейлганов можно до бесконечности, но на данный момент существующие прототипы способны сделать пару выстрелов и “ствол” выходит из строя. Тем не менее США упорно продолжает инвестировать в этот проект, Китай добился определенных успехов, Россия тоже проводила несколько испытаний.