Его называли одним из лучших портретистов своего времени, но наш современник итальянский ученый Умберто Эко в своей книге «История уродства» поместил портреты Джованни Больдини в главу о китче, считая художника отличным примером midcult (мелкобуржуазной культуры).
Его называли «дамский живописец», а знаменитая американская писательница Гертруда Стайн писала о нем: «Когда жизнь расставит всё по своим местам, Больдини будет признан величайшим художником прошлого века. Все новые школы родились от него, так как он первый применил упрощенные линии и плоскости».
Близкие друзья Эдгар Дега, Джон Сарджент, Поль Эллё высоко ценили свежий взгляд и новаторство Больдини.
В 1933 году журнал «Тайм» в статье, посвященной ретроспективной выставке художника в Нью-Йорке, назвал его «мастером шика» или мастером «свистящего мазка» (Master of Swish) (игра слов: swish — это еще и взмах со свистом, шелест, шуршание) за резкую, живую, страстную манеру письма.
Вот уже полторы сотни лет стилю Джованни Больдини пытаются подражать многие художники, в том числе и наши современники.
Джованни Больдини итало-французский художник-портретист Родился в Ферраре, Италия, в 1845 году.
Он был восьмым из тринадцати детей художника Антонио Болдини, занимавшегося в основном религиозной живописью. Отец брал своих детей «на работу», в храмы и соборы, и обучение Джованни шло естественным путем – мальчик копировал работы мастеров итальянского ренессанса, которые он привык видеть с младенчества. С детства лучше всего у него получалось рисовать людей. Уже в 14-15 лет он получал свои первые заказы на написание портретов.
В 1862–1865 годах он прибыл во Флоренцию, где он работал над тем, чтобы подчеркнуть живописную непосредственность и свежесть.
С самых первых лет своей карьеры Больдини проявлял выдающийся талант художника-портретиста и во время поездки в Лондон в 1869 году смог получить множество заказов.
Публичный дебют Болдини в 1974 году в Марсовом салоне с его смелым, плавным стилем живописи вскоре сделал его весьма популярным. Он начал рисовать светские портреты и быстро заработал репутацию благодаря своим ослепительным, элегантным изображениям модных женщин, выполненным смелыми, плавными мазками.
Заказы на портреты не иссякали, основными его заказчицами были светские дамы, чьи образы сделали Больдини модным художником, заполучить портрет его кисти стало вопросом престижа. Сам художник всегда был совершенно откровенен в любви к богатой еде, красивой одежде, красивым женщинам.
В мир большого искусства Больдини входит благодаря написанному в 1886 году портрету композитора Джузеппе - о художнике заговорили как о мастере реалистической живописи. Сам Верди отзывался о нем исключительно как о серьезном мастере. С этого времени Бальдини стал получать заказы не только на портреты светских львиц, но и их мужей и родственников — крупнейших политических и общественных деятелей. Между 1890 и 1910 годами Больдини создал ряд блестящих портретов известных общественных деятелей и людей искусства и театра.
Есть мнение, что Больдини вместе со своим другом, художником Сарджентом стоял у истоков нового вида портрета — портрета ар-нуво, формировавшего новое представление о красоте. Красота в XX веке — это не стремление к аристократичности, это роскошь, нечто избыточное и даже декадентское.
В последние годы своей жизни он практически не работал, однако слава его от этого не страдала, его портреты не теряли популярности. В 1929 году в возрасте 86 лет он внезапно женился. Скандал был грандиозный. На свадебном завтраке он произнес небольшую речь: «Я не виноват, что я такой старый, это случилось со мной сразу». Джованни Больдини не стало 11 января 1931 года.