Найти в Дзене

Радуга. Глория. Оппозиционный эффект. Уголковые отражатели. Световозвращателеи. Скотч-лайт. Фронт-проекция. Часть 2.

Вторую часть посвятим простейшим экспериментам.

Для начала "реквизит":

Фонарик светодиодный - меньше, увы, не нашлось.

Лупа. Обычная лупа, 75 мм диаметр.

Бумажки для записи в коробке - это подставка под экран - лист бумаги.

Несколько резинок-ластиков - подставка под фонарик.

И "главное действующее лицо" - стеклянный шарик-глобус.

-2

Был мне подарен в прошлой жизни перед первой поездкой за границу. В Непал. Тогда еще Королевство Непал. Несмотря на миниатюрность глобуса и миниатюрность Непала как страны - на этом глобусе для него нашлось место.

-3

Между Индией и Китаем, несколько преувеличенно, без названия (название никак не вписать) но все же изображен.

Вообще, к глобусам у меня "слабость" - нравятся. Карты - географические - то же нравятся. И звездные тоже. Но глобусы - особо.

-4

Место действия - то есть проведения опыта по оптике - большой офисный стол.

Фотоаппарат - то самый суперзум на штативе. Которым снимал Луну.

Для начала такая оптическая схема:

-5

Фонарик, линза (лупа), экран, фотоаппарат. Выстраиваем в линию, получаем такую пару кадров:

Это изображение - с фоновым верхним светом.

Если его выключить и оставить только один источник - фонарик - получим такую картину:

Как видим - классический оппозиционный эффект.

Но в случае достаточно длиннофокусной линзы - а лупа таковая и есть - если их будет несколько, то яркое пятно можно рассмотреть не только через линзу ее создавшую - находясь на одной линии. Но и через соседнюю линзу.

Тогда оппозиционных эффектов (название только какое то другое - положение будет не оппозиционное) будет несколько, хотя "боковые" будут менее яркие. Будет некое "перемеживание", при фиксированном положении источника света и перемещении наблюдателя - эффект есть, яркое свечение, затем чернота, затем сново свечение, но уже менее яркое. снова чернота и т.д....

Переходим к "короткому фокусу".

Собираем схему:

-8

Освещение - фонарик. Фотоаппарат в стороне от оптической линии.

Как видим, экран - белый лист бумаги - неплохо освещен. Стеклянный шарик, то есть глобус - темнее чем экран.

Пытаемся свести оптические оси - источника света и наблюдателя-фотоаппарата - вместе. Насколько возможно - фонарик закрывает глобус. Получаем:

-9

Как видим, разница в яркости значительная. Намного больше, чем на предыдущем фото.

Включаем верхний свет:

-10

Ничего радикально не меняется, то же значительное различие в яркости.

Заглядываем "за кулисы":

-11

Шарик-глобус отстоит от экрана на минимальное расстояние.

Если шариков будет несколько - рассмотреть через соседний яркое пятно не получится - во-первых, потому, что оно закрыто "своим" шариком, во-вторых - оно будет не в фокусе.

Оппозиционный эффект росы.

Про него было в первой части. Внутреннее отражение отправляет луч куда угодно, но не к источнику света и совмещенному с ним наблюдателю.

-12

Деформированная капля - с плоским основанием - так же ситуацию не меняет:

-13

У воды - капли росы - показатель преломления меньше, чем у стекла. Фокусное расстояние у такой сферической линзы будет больше, чем у стеклянной.

При плотном прилегании водяного шарика к листу или травинке, сфокусированное пятно будет относительно большое, но оппозиционный эффект будет.

Если же на листе будут ворсинки - а таких растений сравнительно много - то водяной шарик будет на оптимальном расстоянии и эффект будет максимальный.

Дабы окончательно "закрыть" вопрос про внутреннее отражение в капле воды и оппозиционном эффекте - вспоминаю сам и рекомендую вспомнить вам дождь в свете фар.

-14

Но не снаружи, а из салона автомобиля.

Да, видимость ухудшается. Но не радикально. Падающие капли видны, но не так ярко, как снежинки. А снежинки рассеивают свет диффузно, во все стороны.

О заблуждениях.

Катафот - световозвращатель, он же уголковый отражатель:

-15

"Работает" на внутреннем отражении. То есть это тот же аналог зеркального уголкового отражателя, угол падения равен углу отражения. Только не на зеркальной поверхности, а на границе оптически более плотной среды и менее плотной.

Для сферического аналога световозвращателя в некоторых источниках приводится такая же аналогия:

Рисунок искажен - 2 не эллипсоид а сфера.
Рисунок искажен - 2 не эллипсоид а сфера.

Но это - неверно.

Я так же заблуждался в этом вопросе и неправильно представлял физику процесса, пока не начал рассматривать его несколько подробнее.

Уголковый отражатель, катафот - это одно устройство, по принципу действия. А световозвращатель на основе сферических элементов - это совсем другое устройство, хотя "внешние проявления" у них схожие.

Про заблуждения, как на это повлияли аполлоновские уголковые отражатели, как работают сферические элементы в скотч-лайте, и про многое другое - надеюсь продолжить в следующих частях.