Найти тему

Вацил Мух1амад и Мачиев Али

- После уроков я заполнял хозкнигу в конторе сельского совета. Дверь кабинета со скрипом отворилась и зашел кто-то. Я этого человека никогда ранее не видел - говорит отец. Он был плотного телосложения, невысокого роста человек средних лет. Лицо было кругловатое, скулы широкие, усы как мышиный хвост были скручены верх. Одет был хорошо, что определял его социальный статус в те голодные годы. На голове дорогая антика, (каракулевая шапка), галифе, хромовые сапоги и военного цвета гимнастерка, верхней одежды не было. Он прищурил глаза и оценивающе посмотрел сперва на меня, потом бросил взгляд на рабочий стол, кабинет, обстановку, на портрет Сталина на стене и спросил:

- Ты кто?
- Я секретарь…
- Кто???
- Секретарь Герельского Сельского Совета – сказал я. Секретарем я работал мальчиком четырнадцати лет, ученик седьмого класса Чородинской средней школы. Гость молча вышел из кабинета на улицу и расхохотался там на всю улицу. И кричит:
- Лее г1адамал (Люди!!!) Приходите посмотреть на секретаря Вацил Мухаммада!!! И дальше хохочет. Вацил Мухамад был председателем сельского совета, он назначал меня секретарем. Слышу разговоры и смех на улице, и я не совсем понимаю над чем этот странный человек смеется. Через пару минут они зашли в кабинет.
- Товарищ Мачиев, это очень грамотный мальчик, отличник учебы. Он лучше справляется чем бывший секретарь - говорит Вацил Мух1амад. Когда он сказал, «Мачиев» я понял, что это первый секретарь райкома партии Тляратинского района.
Были суровые, голодные, послевоенные годы. Народ был напуган, только закончилась война, до этого были и еще не закончились репрессии и пропавшие без вести люди. Секретарь райкома в те годы человек с неограниченной властью. Его боялись, лишь один Вацил Мухамад пил с ними чачу и говорил на равных. Вацилав был несколько безбашенным человеком, отсидевший, участник войны и еще коммунист. В нем совмещались вот такие несовместимые вещи. Вацил Мухамад и Мачиев походили по кабинету и направились к выходу.
- Исмаил, закрой кабинет и следуй за нами - сказал Вацил Мухамад. Когда Хадижат нусай (нусай это по джурмутски жена родственников) на стол положила горячие хинкал с мясом я с трудом себя контролировал был ужасно голоден и ждал терпеливо пока начнут трапезу старшие. Вацил Мухамад с ходу взял графин и налил чачу в граненный стакан всем и сказал, чтобы лучше кушалось сперва надо это пропустить. Я несколько растерянно наблюдал за этим.

- Исмаил, а ну быстро!!! Возьми, выпей это и начинай кушать.
- Можно я покушаю…
- Выпей сперва! Я молча выпил, чуть не захлебнулся и не упал со стула. Потом взял большую кружку и воду выпил и тут же жадно взялся за хинкал с мясом. Дальше Вацил Мухамад дал мне поручение в ту же ночь сходить в аул Герель и утром на 10 часов собрать всех членов колхоза имени Ленина на партийно-хозяйственный сход в местности Сонел, где летние фермы колхоза.
Джамаат четырех аулов молча и без шума слушал в ожидании начала собрания. Когда Вацил Мухамад представил секретаря райкома партии Мачиева Али и других гостей, Мачиев прервал его и сказал, что предстоит долгая дорога еще, нужен отчет по овце поголовью сколько было, сколько осталось. Вызвали заведующего ОТФ Курбанова Али. В Джурмуте его знали, как Гвеш Али (Плохой Али). Гвеш Али был своенравный, хулиганистый, грубоватый мужик с юмором, но тут послевоенное время перед секретарем райкома партии он не мог быть ни хулиганом, ни смешным, ибо было слишком опасно. Судя по выражению Гвеш Али видно было дела в хозяйстве не важны у него.
- Сколько общее количество овец у колхоза Ленина на сегодняшний день? – спросил Мачиев.
- 8960 голов…
- Сколько голов потеряли за год?
- 244…
- Бац1!!! (волк) Ты не бригадир овец, ты бац1, который съедаешь овец. Волк ты!!! Волк!!! – крикнул Мачиев и уставился на Гвеш Али.
- Я не бац1, меня Али зовут… - что-то пробормотал Гвеш Али в ответ. Народ со страху знаки делали Али, чтобы замолчал. Когда увидел пререкания со стороны Гвеш Али Мачиев залился румянцем от злости и начал вытаскивать маузер.
- Товарищ Мачиев, товарищ Мачиев, - сказал рядом сидящий Вацил Мухамад и с трудом освободил его руку от рукоятки пистолета. Пистолет обратно в кабуру воткнул.
- Волк ты!!! Ты не зав фермы… Где ваш счетовод, позовите его сюда!!! – крикнул Мачиев. Привели молодого мальчишку, Алимух1амдил Ахмад из аула Герель. – Ты посчитай если за год волк уничтожил 244 голов, сколько лет нужны волку, чтобы уничтожить все поголовье колхоза Ленина? Алимух1андил Ахмад взял лист бумаги сложил, делил, считал, писал, народ безмолвствовал и был в непонятном ожидании от происходящего, в дальнем углу женщины шушукались. Мачиев хмурым взглядом смотрел на счетовода, Гвеш Али окинул взглядом дальние горы и ждал окончания этого дурацкого положения. Счетовод поднялся с записями и озвучил сколько-то лет, сколько-то месяцев и сколько-то дней…
- Вы слышите, джамаат!!! Если волка оставить вот так без спросу за это время от колхозного поголовья ничего не останется! – сказал и повернулся к Гвеш Али. Гвеш Али напряженно ожидающий приговора секретаря райкома что-то ляпнул там, пнул ногой камушек перед собой. Мачиев взорвался со злости, вытащил маузер, в это время Вацил Мухамад обнял его и шла такая борьба за пистолет. Сельсовет его просил успокоиться, джамаат зашумел, понемногу Мачиев успокоился, накричал что-то уходящему Гвеш Али и сами они направились к выходу от навеса, где было собрание. Через пару минут Мачиев и Вацил Мухамад сели на лошадей и направились по реке вниз в сторону райцентра. За моей спиной женщины говорили, если бы не Вацил Мухамад этот сумасшедший х1амихъан убил бы нашего Гвеш Али. (х1амихъан – если буквально ищаковод, так говорят на людей, которые живут от Тлярата вниз по Аварскому Койсу. Это от того, что они приходили раньше с фруктами на ищаках на обмен продуктов). – сказал и посмеялся отец.
- Мачиев Али, как я понял позже, блефовал таким образом, его попытки вытащить пистолет были рассчитаны, что не даст ему Вацил Мухамад это делать. Это было рассчитано на внушение страха людей от власти. А народ к 50 годам и так был прилично напуган. А хулиганистый Гвеш Али, который, видел и фронт, и тыл и подобных людей понял, что он не выстрелит, в худшем случае его с работы снимут, это и раздражало Мачиева.