Проблемы с деталями для машин стали массовыми в РФ с самого начала ковида, а санкции их усугубили. В ожидании, когда же всё придёт в норму, следует освоить новые навыки – прикладной автомобильной экспертизы.
Коллаж 78.ru: J.M. Guyon - Copyright 2013/globallookpress.com, unsplash.com
Наткнуться на подделку теперь можно и у проверенных дилеров — рынок автозапчастей наводнили фальшивки. В редакцию телеканала «78» за помощью обратился петербуржец, который уже на деле столкнулся с подобной проблемой. Его машина перестала ехать сразу после замены поломанной детали.
Можно ли визуально отличить оригинальную автозапчасть от контрафакта? И как избежать обмана при покупке автомобильных запчастей?
Ехала-ехала и не доехала
Генератор — небольшая, но важная деталь в автомобиле, которая обеспечивает постоянное электричество. Петербургский автовладелец Антон Бах купил её у поставщика из интернета, с которым прежде уже работал не раз. Установил сам в гараже, но уехать оттуда у него потом не вышло.
— Пропадала зарядка, машина еле-еле ехала, в итоге заглохла — не доехала до дома буквально пару перекрёстков, — рассказал он.
Поставщику претензии не предъявишь: доказать, что автозапчасть поддельная, и то, что в её поломке виноват не тот, кто её устанавливал, сложно. Впрочем, Антон уверен — проблема именно в качестве изготовления запчасти.
Съёмочная группа отправилась на петербургский авторынок, чтобы попытаться купить такую же, только оригинальную. Попросили документ, который подтвердит, что это не подделка. Продавец с честными глазами предъявил «усы, лапы, хвост».
— Документ — это я, — сказал мужчина.
СТО процентов гарантии
Работники автомастерских считают, что переживающие второе рождение авторынки — это отголоски 1990-х, а покупать детали в интернете — риск. Поэтому единственный способ отремонтировать автомобиль сегодня качественно — это воспользоваться их услугами, на которую они предоставляют гарантию.
Конечно, при покупке необходимой детали в автосервисе и установке её там же будет некоторая переплата. Но если что-то сломается, то вам это починят, а деталь заменят. В случае же самостоятельного ремонта, приобретения запчасти у продавца на авторынке или в интернете, платить за все придётся заново.
— Предприятие сервиса несёт ответственности в целом за работу, с запчастью внутри. Поэтому им неинтересно предлагать вам запчасть, которая некачественная, — говорит председатель городского автоклуба Денис Шубин.
В наплыве подделок эксперты винят не настроенный пока параллельный импорт и рост дефицита автомобильных запчастей. Этим пользуются мошенники, которые поставляют дешёвые подделки под видом брендов.
— Ряд проблем с тем, что таможня могла пропустить товар, но продавать в России его нельзя — нет сертификатов. Потому что сертификаты оформлены на дистрибьютора, который права пользоваться этими сертификатами не предоставляет, — комментирует исполнительный директор Союза автосервисов Виталий Новиков.
Больше экономия — выше риски
Юристы видят один способ обезопасить себя. Если вы покупаете деталь в интернете или на авторынке, платите за ремонт — требуйте чеки. Они помогут в споре, если автомобилю будет нанесен урон.
— По крайней мере, это нас обезопасит в плане дальнейших разбирательств. Потому что если мы попали в ситуацию, когда мы попали на поддельную запчасть, а потом у нас сгорел автомобиль, то потом доказывать, что мы купили в этом ООО или ИП будет крайне сложно, — отмечает сопредседатель Союза потребителей России Алексей Койтов.
Также юристы предлагают запомнить одну истину: на рынке техобслуживания автомобилей чем больше экономия, тем выше риск. В случае с машиной Антона сработало как раз это, считает владелец розничного магазина запчастей Денис Сушков. Он уточнил, что детали могут быть четырёх видов: оригинальные, аналоги или дубликаты, подделки и контрафакт. И конкретно в указанном случае покупатель, скорее всего, решил сэкономить — и попал либо на ввезённый нелегально, либо на просто плохой товар.
— Это не фальшивая, а дешёвая запчасть, скорее всего. Обыватель, заказывающий запчасти сам, зачастую использует каталог по VIN-номеру, где для его авто подходит, положим, несколько деталей. И вот одна стоит 200 рублей, а вторая, с пометкой «проверенный поставщик», будет стоить 500. На первый взгляд — ну мелочь же, зачем тратить больше? А потом платит больше аж втрое, — считает эксперт.
Стопроцентной защиты от подделок, говорит Сушков, дать нельзя. Однако у многих ИП — продавцов деталей — остались налаженные контакты с фирмами-поставщиками, запчасти которых сопровождаются в том числе голограммами и печатями. Также у 10-15% продукции есть признаки, по которым можно определить, оригинал это или подделка, но это слишком тонкая работа — что-то вроде анализа качества картонной упаковки.
— Автосервисы предоставляют ремонт, а за запчастями они в любом случае идут к розничным продавцам. А уже у тех, если они давно на рынке, вероятнее всего, есть фирмы, с которыми заключены договоры. В таких случаях эти фирмы-поставщики дают гарантию, — подчёркивает собеседник.
Ещё один важный идентификатор — логотип автопроизводителя на упаковке. Потому что если поймают того, кто его подделал, отвечать придётся по уголовной статье. А если товарного знака на коробочке нет — это практически 100% контрафакт. Можно обратить внимание и на качество исполнения детали — если изделие выполнено грубо и неаккуратно, возможно, у вас в руках подделка. Особенно, когда речь идёт о дорогих брендах.
В то же время качественный и проверенный автосервис, в который вы, допустим, давно ездите и привыкли к нему, сам по себе не может ничего обещать — но важно, что он сможет отвечать за плохие последствия. Тут важно не попасть на серую фирму-перекупщика, с которого взятки гладки. Впрочем, говорят юристы, даже они должны нести ответственность перед потребителями.