В Советском Союзе организация длительных автопробегов для испытания новых моделей автомобилей была делом обыденным. В частности, в ходе государственных испытаний пару опытных образцов всегда отправляли в большое турне по дорогам и бездорожью Крыма, Кавказа и Средней Азии. Но порой автопробеги автозаводы организовывали и по собственной инициативе. Например, чтобы собрать сведения о работе своих машин в реальной эксплуатации.
Одним из наиболее интересных и наиболее сложных автопробегов такого рода стал рейд четырех сотрудников Горьковского автозавода, совершенный летом 1966 года на двух стандартных грузовиках ГАЗ-66-02. Начался он от главной заводской проходной, а завершился у побережья Японского моря, во Владивостоке. Пробег этот получился без преувеличения уникальным, поскольку значительная часть его маршрута пролегала в условиях абсолютного бездорожья, при полном отсутствии какого-либо автомобильного сообщения между центральными районами РСФСР и Дальним Востоком.
За несколько недель, проведенных в пути, на долю экипажей выпало немало испытаний. Практически ежедневно приходилось решать задачки по преодолению тех или иных дорожных преград. И чем дальше на восток, тем заковыристее становились эти задачки! В какой-то момент разбитые лесовозные дороги в Сибири даже перестали восприниматься за бездорожье, ведь в их отсутствие продираться приходилось прямо через таежный бурелом, да еще и в окружении оводов, слепней и прочего кусающегося гнуса!
Еще одна крайне тяжелая часть маршрута – движение вдоль железнодорожных путей по абсолютному бездорожью. Здесь практически постоянно приходилось пользоваться лебедками: первая машина лебедилась за столбы, кусты и деревья, потом вторая подтягивалась к первой своей лебедкой. Когда цеплять лебедку было не за что, приходилось поднимать застрявшую головную машину на нескольких домкратах, чтобы подсунуть под колеса деревянные шпалы. А в особо тяжелых случаях экипажи вынуждены были вручную выкладывать из шпал мостки через заболоченные участки.
Отдельная история – водные преграды. В отсутствие мостов ежедневно машинам приходилось преодолевать вброд по десятку и более ручейков и речушек. С этими задачами вездеходы ГАЗ-66 обычно справлялись играючи. Но порой на пути возникали более серьезные, полноводные реки, переехать которые сходу было невозможно. В этом случае приходилось на лодке плыть на другой берег с лебедочным тросом, там цепляться за крепкое дерево и потом уже с такой страховкой пускаться «вплавь» на машине.
Ну, а мы с вами сегодня имели возможность прикоснуться к событиям тех далеких дней благодаря знаменитому газовскому фотолетописцу Николаю Добровольскому, участвовавшему в автопробеге с первого до последнего дня, совмещая должности фотографа и кока. Трое других участников «дальневосточного похода» – руководитель испытаний Владимир Карпов, а также водители-испытатели Николай Борисов и Михаил Пигалев.