Найти тему

Между бизнесом и технологиями: роль аналитика в BI

Бизнес-аналитик — важное звено в любом проекте цифровой трансформации бизнеса. Внедрение BI-решения — не исключение. Иулиана Пешкова, менеджер продукта BI-платформы Insight, в прошлом бизнес-аналитик, рассказывает, какую роль играет этот специалист на каждом этапе разработки аналитического дашборда.

Иулиана Пешкова, менеджер продукта Insight в ГК Goodt
Иулиана Пешкова, менеджер продукта Insight в ГК Goodt

***

Начиная проект, бизнес-аналитик как правило погружается в новую для себя область: производство, ритейл, финансы или что-то другое. Первоочередная задача — проанализировать, что происходит внутри компании и понять, какие решения могут быть у той или иной проблемы заказчика. Если речь о работе бизнес-аналитика в компании, которая разрабатывает или внедряет BI-продукт, то класс решений, который предлагается клиенту — это дашборды. На них наглядно представляются бизнес-метрики и связь между ними. Конечно, одним анализом и сбором требований задачи бизнес-аналитика не исчерпываются. Вот восемь этапов, которые есть в любом BI-проекте, и в каждом из них обязательно участвует бизнес-аналитик.

1. Сбор требований.

Целиком и полностью лежит на плечах бизнес-аналитика. Он задает заказчику вопросы про специфику бизнеса и конечную реализацию продукта. Так в ходе интервью определяются цели и задачи проекта. Важный, но не всегда очевидный момент — бизнес-аналитик должен стремиться выстроить коммуникацию так, чтобы у заказчика сложился высокий уровень доверия к команде проекта. Это позволит быстрее решать рабочие задачи и довести проект до финального результата.

2. Исследование источников данных.

Бизнес-аналитик должен уметь составить перечень данных; выяснить, где они хранятся и как часто должны обновляться; разобраться с бизнес-логикой расчета метрик и работать со сверочными таблицами.

3. Определение целевой аудитории.

На этом этапе аналитик выявляет, сколько пользователей будет работать с дашбордом. Иными словами, он участвует в формировании ролевой модели, которая позволит точно настроить доступ к аналитическим панелям и редактированию информации на них.

4. Контекст и формат проекта.

Здесь речь, во-первых, о том, на каких устройствах будет просматриваться дашборд. Это могут быть как обычные десктопы и мобильные устройства, так и нестандартные экраны различной величины. Во-вторых, под контекстом подразумевается периодичность использования дашборда. Будут ли делаться ежемесячные или ежеквартальные отчеты, либо доступ к аналитике необходим клиенту на постоянной основе.

5. Функциональный прототип.

Создание функционального прототипа — это формирование прообраза дашборда. То есть промежуточный этап перед подготовкой дизайн-макета, когда уточняется целевой набор виджетов и компонентов, которые будут использоваться в дашборде, расположение элементов и логика навигации. Образное мышление — важное качество, которое очень помогает бизнес-аналитику эффективно справляться с задачами на этой стадии.

6. Координация работы команды.

Каждая команда имеет определенный перечень специалистов. В зависимости от сложности проекта состав может меняться. Чаще всего на каждом проекте с BI-платформой Insight есть ETL-инженер, специалист по верстке (иначе говоря разработчик low code) и дизайнер. Под проект может быть выделена отдельная команда разработки, аналитики-стажеры. Работу всех этих специалистов координирует бизнес-аналитик.

7. Информирование заказчика.

Бизнес-аналитик находится в постоянном контакте с заказчиком. Информирование о ходе работы и уточнение статуса — в его зоне ответственности.

8. Показы и защита.

Когда происходит промежуточная сверка результатов или финальная защита BI-проекта, бизнес-аналитик всегда в них участвует.

Что в итоге?

Без бизнес-аналитика едва ли возможен успешный проект цифровой трансформации. Ведь именно он (или она) выступает связующим звеном между командой и заказчиком. В то время как ИТ-специалисты решают сложные технические задачи, обязанность аналитика — все время представлять себе конечный результат и вести команду к глобальной цели проекта.

До сих пор аналитика многих компаний держится на программных продуктах вроде Powerpoint и Excel, хотя работа с ними занимает огромное количество времени и требует серьезных усилий. Чтобы обновить одну презентацию с учетом новых данных порой уходят целые месяцы — и это вовсе не преувеличение. Аналитический дашборд же делается один раз и затем используется всегда — данные обновляются автоматически, а их визуализацию можно менять за минуты.

Глобальная миссия бизнес-аналитика в BI и BI-систем в целом — уводить бизнес от Powerpoint и Excel в сторону более современных и удобных решений для работы с данными. В следующей статье мы расскажем о том, какими качествами и умениями должен обладать хороший бизнес-аналитик, а также где искать такого специалиста.

Stay tuned!

https://goodt-demo.goodt.me/wiki/#/ - Вики Insight и видеоуроки

https://goodt.me/ - официальный сайт компании Goodt

https://goodt.me/insight/ - подробнее про Insight BI / заказать демо

https://t.me/goodt_official - читайте нас в Телеграм.