Найти тему

Строим бизнес в долгую. На примерах разбираем 3 стратегии развития

Оглавление

«Ну какая еще стратегия развития? Работаем и работаем».

Заблуждение большого количества предпринимателей.

Стратегию обязательно нужно продумывать, потому что:

изображение с сайта https://www.freepik.com/free-vector/isometric-business-concept-with-colorful-target-chess-pieces-magnifier-working-characters-illustration_17543830.htm#query=strategy&position=18&from_view=search&track=sph
изображение с сайта https://www.freepik.com/free-vector/isometric-business-concept-with-colorful-target-chess-pieces-magnifier-working-characters-illustration_17543830.htm#query=strategy&position=18&from_view=search&track=sph
  • Мы не знаем, как сложится экономическая ситуация.

Важно иметь различные стратегии на любые случаи. Заранее продумать, как действовать, а не «изобретать велосипед» в моменте.

  • Персонал и вы сами должны понимать, куда движется бизнес.

Бесцельно работать ради закрытия очередного плана продаж напрочь лишает мотивации. Я за то, чтобы персонал был заинтересован в вашей компании, чтобы они видели глобальную цель, а не тупо выполняли тактические шаги.

  • Вы можете передумать в любой момент.

Да, вы можете начать движение к цели и понять, что она вам не нравится. Но чтобы начать и понять, нужно знать вектор развития и цель.

Все стратегии условно можно разделить на три вида.

Ниже разберем их подробнее и подумаем, можно ли развиваться вечно?

1. Расширение продуктовой линейки.

Это самый простой способ развития. Он не требует долгой проработки. Здесь можно начать с опроса своих покупателей: что они еще хотели бы у вас видеть. Все проанализировать, систематизировать и выдвинуть несколько гипотез.

Для проверки гипотез отлично подойдут тестовые запуски новых групп товаров смежной тематики.

Например, у вас курсы бухгалтерского учета. Попробуйте добавить обучение по работе с популярными программами и сервисами бух учета.

Или магазин вело товаров. Можно предлагать услуги сервиса или дополнить ассортимент вело формой, запчастями и пр.

2. Расширение целевой аудитории.

При выборе данного типа развития потребуется грамотный анализ рынка. Желательно доверять такую работу профессионалам. Маркетинговые агентства часто специализируются на той или иной сфере и хорошо в ней разбираются.

  • Розничная торговля.
  • Консалтинг.
  • Обучение.
  • Строительство.
  • Онлайн магазины и т.д.
Суть состоит в том, чтобы определить пул целевых покупателей, которым тоже интересен ваш продукт. Иногда требуется небольшой ребрендинг или смена позиционирования на рынке для привлечения новой ЦА.

Ярким примером является Metro Cash and Carry.

Их основной аудиторией был бизнес в сфере HORECA и продовольственные магазинчики. Попасть в Metro обычным покупателям нелегко. Карты выдавались только юридическим лицам.

Что же теперь?

Metro стал отличным центром оптово-розничным торговли. Наряду с прежним позиционированием они добавили мелкооптовые партии (от 3 шт) по сниженным ценам. И сделали вход свободным для всех. Это то, что может позволить себе среднестатистическая семья – покупать впрок, но дешевле.

3. Экспансия.

Завоевание новых рынков сбыта.

Это могут быть как новые страны, так и новые города. Открытие дополнительных филиалов и запуск франшизы.

Франшиза - очень популярный способ развития у предприятий с понятной бизнес-моделью и сравнительно небольшими вложениями.

Но одновременно с этим любая экспансия требует очень серьезной проработки новых рынков. Это самый рискованный и непредсказуемый способ развития.

Ставки высоки, и ошибки будут дорого вам стоить. И так же в случае успеха – чаще всего экспансия приносит кратный рост бизнесу.

Чтобы обезопасить себя, сформируйте фонд. Не тратьте эти деньги никуда, кроме развития в новом направлении. Тогда вы не будете рисковать оборотными средствами, а используете специально заготовленные средства на эти цели.

Так вы убережете свой бизнес в случае неудачи.

Вернемся к вопросу выше:

«Как вы думаете, возможно ли бесконечное развитие?»

Мое мнение таково, что разумно сделать симбиоз разных типов развития.

Например, Leroy Merlin. Из магазина DIY они превратились в крупный центр товаров для дома и сада.

Начав со строительных, отделочных материалов и приспособлений для ремонта, они:

  • добавили хозяйственные товары и товары для домашнего уюта
  • открыли студию дизайна кухни и окон
  • организовали свою логистику
  • сделали удобный онлайн-магазин
  • привлекли партнеров и оформляют покупки в рассрочку
  • расширили ассортимент категории «Сад» до полноценного магазина и вложились в строительство крытых садовых площадок
  • год за годом осваивают новые города

Что мы видим?

  1. Новые товары и услуги.
  2. Расширение ЦА.
  3. Экспансия в другие регионы.

Такой способ мне кажется самым правильным. Только бы с экспансией я не торопилась.

А остальное можно запускать параллельно.

Насчет бесконечного развития: бизнес – это живой организм. Есть глобальные законы и стадии развития компаний и рынков. В глобальной перспективе может быть даже полна перестройка работы.

Помните, все в ваших руках – дать загнуться своей компании или вывести ее на новый уровень.

Какой тип развития приглянулся вам больше всего?