Найти тему
Войны рассказы.

Из воспоминаний ветерана

Родился Тимофей на Украине, в 1940 году его родители, поддавшись на уговоры друзей и обещания властей, переехали в Приморский край. Тимофей остался на Украине, нужно было доучиваться. Летом 1941 года он приехал к родителям на каникулы, обратно не суждено было вернуться, началась война. С уходом на фронт большинства мужского населения села, нужна была каждая пара рук. С пятнадцатилетнего возраста началась его трудовая деятельность, работал на ферме скотником, зимой помогал расчищать от снега дороги, работы хватало. В конце 1942 года призвали в армию его отца, этому все удивились, отец был инвалидом, на обеих руках пальцы через один. На фронт тот не попал, охранял склады на железнодорожной станции недалеко от Владивостока. В ноябре 1943 года настала очередь Тимофея, его отправили служить в танковую бригаду, которая находилось возле Биробиджана. Здесь были курсы радистов, проводная связь постепенно заменялась рациями, вот эту науку и он и постигал. Учились они как на своих рациях, так и на трофейных немецких. Кроме радиодела, они много стреляли, метали гранаты, совершали многокилометровые марши, устраивали укрытия. Если в бригаде проводились учения, то он со своей радиостанцией находился на КП, передавал координаты целей, направление движения. Ближе к концу войны, Тимофей окончил сержантские курсы, ему присвоили звание младшего сержанта, назначили командиром отделения. Однажды их подняли по тревоге, большую часть его сослуживцев, таких же как он молодых ребят, отправили на западный фронт, Тимофея оставили в бригаде, он недоумевал - почему? А вскоре они праздновали окончание войны с Германией, но Тимофей знал, что это ещё не конец. Находясь при штабе, он слышал о предстоящей войне с Японией, а восьмого августа 1945 года о ней объявили по радио.

В часть, где служил Тимофей, доставили резервный полк, он состоял из бойцов, совсем недавно воевавших с немецкими войсками, пришло много техники, все ждали приказа. Под проливным дождём Советские войска переправились через Амур, предстояло атаковать японцев в небольшом китайском городе. Шли долго, танки и машины разбили дорогу, в сторону от неё не уйти – болото. Тимофей был придан стрелковой роте, должен был находиться возле её командира. Всю дорогу он переживал за рацию, проверял, не намокла ли. За спиной радиста всё время находились два крепких бойца, Тимофей думал, что это его охрана, отчасти это так и было. Сходу смяв японское охранение, советские войска вошли в город, здесь темп наступления упал. Спрятавшись в кирпичных домах, японцы встретили их пулемётным и снайперским огнём. Вот тут и пригодился опыт городских боёв, который танкисты получили в Европе и Германии. Пока Тимофей вместе с остальными укрывался в развалинах, те выстраивались на улицах в шахматном порядке. Выходило так, что один танк держал под прицелом одну сторону улицы, второй другую. Тимофей передавал командирам танков цели, а те расстреливали их из пушек, пехоте лишь оставалось гранатами завершить работу.

Несмотря на то, что из окон появились белые флаги, японцы продолжали сражаться. В городе было оборудовано много укреплённых огневых точек, с крыш домов на бойцов летели гранаты. Особо Тимофею запомнились смертники. Один из танков попал в металлическую башню, оттуда бил пулемёт, из её развалин вывалился японец, но на землю не упал, он был прикован цепью. Японцы сдавались в большом количестве, но были и такие, кто желал умереть. Соберётся группа из пяти, шести солдат, отбросят оружие, собьются в кучу, показывая всем своим видом, что вот, мол, берите нас, а как красноармейцы к ним подойдут, бьют о землю гранаты. Подрывались, унося жизни и советских бойцов. За поворотом улицы, Тимофея и его товарищей ждала опасность – снайпер. Первым же выстрелом он ранил командира роты, бойцы внесли его в дом, Тимофей крутил головой, рассматривая диковинные для него рисунки. Из боковой комнаты выбежала женщина с мечом, занеся его над головой, она бежала прямо на него. Тимофей застыл в ступоре, из-за его спины раздалась автоматная очередь, женщина упала. Боец из его охраны кричал на Тимофея:
- Ты чего не стрелял?!
- Так женщина ведь.
- А она бы тебе вмиг голову с плеч сняла!
По рации поступил приказ: танкистам и бойцам сопровождения пройти город насквозь, в бой не вступать – это было нелегко сделать. Впереди был другой город, он был хорошо укреплён, советские войска пошли на его штурм. Одна атака следовала другой, японцы сражались фанатично, погибло много советских солдат. Выручила авиация, погода к тому времени наладилась, на японские укрепления посыпали сотни бомб, получив корректировку огня – била артиллерия. Здесь пленных было гораздо больше, идя колонной по дороге, они бросали на землю своё оружие, совсем скоро выросла большая куча, японскому генералу разрешили оставить при себе меч. Дальше часть Тимофея направилась в город Харбин. Перешли по мосту реку, его раньше отбили у японцев разведчики, только выстроились в походную колонну, как поступил приказ прекратить наступление, Харбин был взят.

После окончания войны, танковая бригада, где служил Тимофей, осталась здесь же, недалеко от Харбина. Через два месяца войска вернулись домой, но служба для радиста продолжилась. Рядовой и сержантский состав служил ещё до 1950 года, сам Тимофей вернулся с войны только в 1952 году. А потом была учёба в вечерней школе, нужно было навёрстывать упущенное, окончив техникум, Тимофей работал в стройуправлении, прокладывал линии электропередач по всему Дальнему Востоку. Познакомившись с красивой девушкой, сделал ей предложение, вырастили и воспитали троих детей, теперь уже и внуки есть.