Найти в Дзене
Мама Научит

Мы же с тобой договорились! Договор с ребенком: обман и самообман

Оглавление

"Ребенок не хочет учиться? Каждый вечер бой за домашку?" - модный совет, который можно увидеть у многих "гуру" воспитания, - заключить с ребенком договор.

Причем имеется в виду не просто договоренность, а именно письменный договор, скрепленный подписями "сторон". Публикуют даже образцы текста такого договора.

Договор "О Домашке"
Договор "О Домашке"

Что, правда, работает? Возможно, у кого-то и работает... Все у кого-то работает. Особенно если этот кто-то "живет в интернете". С живым ребенком, у которого реальные проблемы, как правило, не работает.

Любой договор с ребенком - обман

Вообще говоря, договор подразумевает взаимодействие равных сторон. И добровольность.

Сначала - о добровольности.

Вот родитель вычитал современный и актуальный способ дисциплинировать ребенка и усадить его, наконец, за уроки. Причем без особых усилий со стороны родителя. И даже скачал бланк.

Он спросит ребенка, хочет ли ребенок такого договора?

Если спросит, то ребенок не хочет. Ребенку это зачем? У ребенка нет проблем. Он просто не хочет делать уроки: сложно, скучно...

Да, мама орет каждый вечер. Но он уже привык. Он тянет время, плачет, находит благовидные предлоги. Все это уже привычно. А тут какой-то договор. Зачем? Что это?

А есть у ребенка возможность отказаться?

Сейчас мне начнут писать, что родители же предлагают ребенку систему вознаграждений за выполнение своих обязанностей по договору. И систему наказаний за нарушение.

Ну да, а ребенок просил? Другое дело, если ребенок просит что-то, что выходит "за рамки", установленные родителями. Предположим, игровую приставку.

Тогда договор может иметь хоть какой-то смысл. Родители могут выставить условия, при которых ребенок эту приставку сможет получить. Но...

  • "отложенный результат" хуже всего работает именно с теми детьми, у которых и возникают описанные в начале статьи проблемы;
  • как только ребенок "нарушает условия договора", дальнейшее его выполнение для ребенка становится бессмысленным.

Интереснее выглядит система с "накопительным эффектом". Ребенок за каждое "условно положительное" действие получает определенное количество "бонусов". А "условно отрицательные" действия лишают его части заработанных ранее "бонусов". При этом установлена система "обмена бонусов". То есть, накопив бонусы, ребенок может, по своему выбору обменять их на некие адекватные вознаграждения.

Эта система, безусловно, рабочая. Но она не имеет никакого отношения к договору. Потому что устанавливается родителем в одностороннем порядке. И в одностороннем порядке может быть изменена или вовсе отменена.

Это уже по вопросу "равноправия сторон". А родитель какие обязательства принимает на себя в рамках договора? Какие санкции в случае невыполнения этих обязательств? И какие гарантии?

Ребенок, конечно, не сформулирует такие претензии. Но он обязательно почувствует в идее "договора" подвох.

Договор с ребенком - самообман

Для многих родителей, измученных "боями за домашку", договор становится "соломинкой", за которую они "хватаются".

Выглядит очень уж заманчиво. Прямо как реклама "МММ". Обещают ведь решение проблемы.

Проблема же в том, что такие родители уже находятся внутри "замкнутого круга":

  • учеба у ребенка вызывает резко отрицательные эмоции,
  • у ребенка проблема с регуляцией своего поведения: он не может поставить цель, выработать план ее достижения и следовать этому плану, контролируя себя сам (как вы думаете, с договором почему-то будет по-другому?),
  • отношения между родителем и ребенком уже испорчены, взаимного доверия нет.
Какие проблемы решает договор с ребенком?
Какие проблемы решает договор с ребенком?

Имеет смысл на таких условиях заключать договор, гарантами которого могут выступать лишь сами стороны договора?

Скорее всего, договор постигнет та же судьба, что и все прежние супер-пупер-методы...