Способов повысить работоспособность существует много. Есть универсальные советы, которые пригодятся всем без исключения, а есть способы и техники, эффективность которых зависит от личностных особенностей человека, его рода деятельности. Самое главное – периодически «сканировать» своё состояние, своё отношение к работе и к обязанностям, и в случае обнаружения негатива, усталости, снижения результатов – принимать меры, не доводя себя до выгорания.
Именно на это, прежде всего, обратила внимание коуч Марина Кучеренко (Новосибирск), когда мы попросили её поделиться способами повышения личной эффективности. Прежде, чем дать рекомендации, она отметила, что снижение работоспособности может быть связано с состоянием здоровья, нарушениями режима дня, сна, с питанием. Если человек убедился, что с «физиологической» стороны всё в порядке, тогда можно взять во внимание следующие советы.
1. На личную эффективность может влиять отсутствие цели.
Когда деятельность превращается в рутину, и ты в какой-то момент начинаешь сомневаться («Что я делаю, для кого, зачем?») – подумайте о цели, о смысле своих усилий. Цели структурируют деятельность, они служат «контрольной точкой»: одну достиг, двигаюсь ко второй. Вам нужно сделать больше продаж, чтобы в новогодние каникулы поехать в отпуск? Уже сейчас выберите место, забронируйте путёвку, поставьте желанную локацию на заставку рабочего стола.
Это – как в спорте: ты можешь иногда выходить на пробежки, не прогрессируя и не стремясь к регулярности. Но если ты поставишь перед собой цель пробежать марафон и заранее купишь слот – ты, скорее всего, будешь тренироваться усерднее, понимая, ради чего всё это. Так что, цель должна быть – конкретная, измеримая, со сроком реализации.
2. Повысить работоспособность поможет планирование.
Сейчас многие люди находятся в режиме многозадачности, многим хочется стать «сверхчеловеком» и успевать делать всё. А, в итоге, человек себя «загоняет», и результаты только ухудшаются. Планирование, выделение приоритетных задач – то, что необходимо. В идеале, оно должно быть письменным – запишите на бумаге свои планы на несколько месяцев или год вперёд. Так вы сможете более оптимально распределить свои силы, всегда будете видеть, как вы продвигаетесь вперёд, а вычёркивание задач по мере их выполнения – это отдельный приятный и мотивирующий ритуал.
Прописанные задачи дают больше возможностей для их реализации: например, можно сразу указать варианты решения задачи, которые послужат планом действий. Можно, составив список задач, оценить каждую по пятибалльной шкале на момент отношения к ней, готовности к её выполнению и наличия ресурсов для этого – так наглядно станет понятно, с чего лучше начать, а на что пока не тратить время.
3. Для эффективной деятельности важен режим.
И, прежде чем его оптимально выстроить, оцените в целом – чем вы занимаетесь в жизни. Это можно прикинуть с помощью такой техники: просчитать всю свою активность и соотнести её с общим количеством часов в сутках.
У каждого из нас есть 24 часа и 7 дней недели – 168 часов еженедельно. Допустим, на ночной сон вам удаётся выделять по 7 часов – 49 часов в неделю. Итого (168 – 49) – остаётся 119 часов. На обед, к примеру, вы тратите час, за завтрак и ужин – по полчаса: получается 14 часов в неделю. Минусуем из 119. И так далее. Прикиньте, сколько вы тратите на работу, на дорогу до работы, на выгул собаки, на приготовление еды, на встречи с друзьями и так далее. Когда внесёте все свои активности по часам и получите общее количество часов – сопоставьте это с имеющимися у всех 168 часами.
Если свободных часов не осталось, решите: возможно, прогулки с собакой можно три раза в неделю поручить ребёнку – и вы получите три часа, которые можно посвятить какой-то деятельности. Кстати, если график слишком насыщен рабочими делами – подумайте, может быть, следует какие-то из них делегировать коллегам или перенести на поздний срок, чтобы освободить время для отдыха и расслабления, которые также необходимы для увеличения личной эффективности.
4. Заканчивайте свой день подведением итогов – записывайте в блокнот главные достижения дня.
Проанализируйте и зафиксируйте, что удалось сделать, чего достичь, что нового узнали и так далее. Наглядное подтверждение того, что вы не стоите на месте, повышает эмоциональный настрой и даёт уверенность в своих силах. Можно, например, обозначить этот ритуал как «5 главных успехов дня».
5. Уделите внимание организации рабочего пространства.
Давно известно, что обстановка может влиять на процессы деятельности: в комфортной, безопасной, эстетически приятной среде работается продуктивнее. Преобразите своё рабочее место: украсьте его сувенирами, фотографиями, картинами, поставьте букетик цветов, купите новые стильные деловые аксессуары.
Для тех, кто работает дома, может быть другая рекомендация. Если домашняя обстановка расслабляет, позаботьтесь о том, как отделить быт от деловой активности. Не стоит работать в кровати, не снимая пижамы: в рабочие часы наденьте подходящую одежду, обувь, сделайте макияж – как если бы вы отправлялись в офис. Оборудуйте себе рабочее пространство, чётко определите рабочие часы, в которые не будете отвлекаться на варку борща или уборку – тогда и домашняя обстановка не снизит продуктивности. Кто, всё-таки, не может отделить быт от работы – может найти себе рабочее пространство вне дома: сейчас можно встретить много работающих людей, например, в кафе.